Поствыборный отчет министра экономики и устойчивого развития Грузии Натии Турнава о деятельности министерства и состоянии сферы за текущий год был бодрым и оптимистичным.

Она говорила об уже осуществленных и планируемых в будущем году важнейших структурных реформах в секторах энергетики, торговли, транспорта, коммуникаций, строительства и других. О мерах, которые в течение года правительство принимало в рамках борьбы с пандемией коронавируса с целью поддержки предпринимателей и населения. Напомнила об оказанной правительством населению денежной помощи: 1200 лари работникам по найму (по 200 лари в течение 6 месяцев), единовременной помощи в размере 300 лари индивидуальным предпринимателям, пакете в размере 600 лари для инвалидов и социально незащищенных семей, субсидировании коммунальных расходов (для той категории граждан, которая тратит в месяц менее 200 квт-ч электроэнергии и менее 200 кубометров природного газа).

Одним из проектов правительства в условиях пандемии была организация на базе гостиниц так называемых карантинных пространств – вначале для прибывающих из-за рубежа пассажиров, а затем и для тех инфицированных ковидом граждан, которые переносили его в легкой или средней форме, но не имели возможности самоизоляции на дому. По информации министра, в этом проекте участвовали 215 гостиниц, в которых были трудоустроены 3620 человек.

Среди достижений прошедшего года Натия Турнава назвала налаживание производства защитных масок в Грузии и сообщила, что в рамках этого проекта было произведено 5,4 млн масок, а в результате сегодня дефицита с ними в условиях пандемии нет.

Еще одна отрасль, которая получила развитие в условиях распространения ковида, – производство жидкого кислорода. По информации министра, компании, которые занимаются этим делом, закупили 10 новых установок и увеличили производство кислорода на 55%.

Для решения вызванных пандемией различных оперативных и технических задач по инициативе правительства Грузии был создан ряд электронных платформ, в том числе платформа «Работай из Грузии» для привлечения в страну иностранных бизнесменов, в рамках которой было выдано более 1000 разрешений для бизнес-визитеров.

Продолжилась программа «Производи в Грузии», которую правительство осуществляет уже несколько лет, и в ее рамках было профинансировано 78 новых проектов на сумму 161 млн лари.

Министр напомнила и о задействованной правительством в условиях пандемии кредитно-гарантийной схеме, государственной программе поддержки ипотечных кредитов, программе субсидирования банковских процентов для малых и семейных гостиниц, механизме субсидирования банковских гарантий для туристических компаний.

В период пандемии в Грузии не прекращалось осуществление различных крупных инфраструктурных проектов, в том числе был газифицирован 171 населенный пункт, продолжалось строительство дорог, расширение Кутаисского и Батумского международных аэропортов. А также началось осуществление государственной программы Log in Georgia, в рамках которой более 1000 населенных пунктов будут обеспечены оптоволоконным интернетом. В течение 2020 года продолжалось строительство электростанций, в результате чего заработали или перешли на этап строительства гидроэлектростанции общей мощностью до 670 МВт, а также введена в эксплуатацию Гарбаданская теплоэлектростанция мощностью 230 МВт.

После такого мажорного отчета министра обратимся к конкретным цифрам, более или менее отражающим ситуацию в экономике страны. Так, например, курс национальной валюты Грузии (лари) по отношению к доллару США за минувший год упал с 2,87 лари (на 30 декабря 2019 года) до 3,28 лари за доллар США (на 30 декабря 2020 года), хотя в течение года несколько раз превышал и отметку 3,4 лари за доллар США. Об этом свидетельствует официальная статистика Нацбанка Грузии.

По оценке вице-президента Центра международных исследований и прогнозирования, грузинского экономиста Ники Шенгелия, грузинский лари за минувший год обесценился примерно на 14%. Национальный банк Грузии пытался стабилизировать колебания национальной валюты и, начиная с 13 марта, осуществил интерверции на валютном рынке на общую сумму 843 миллиона долларов. А учитывая тот факт, что правительство Грузии для преодоления кризиса взяло от международных доноров внешний долг на сумму 1,5 млрд долларов, который был аккумулирован в резервах Нацбанка, эксперт констатирует, что в настоящее время в резервах центрального банка страны аккумулировано до 3,75 млрд долларов.

«Это говорит о том, что у Нацбанка достаточно ресурсов, чтобы справиться со значительной девальвацией лари, если, конечно, он опять будет активен на валютном рынке», – подчеркнул эксперт.

По данным Национальной статистической службы Грузии, уровень безработицы в 2020 году был выше аналогичного периода 2019 года, что частично объясняется влиянием пандемии. Если во втором квартале 2019 года уровень безработицы составлял 17,3%, то во втором квартале 2020 года достиг 18,3%, в третьем квартале текущего года понизился до 17%, что тем не менее выше показателя аналогичного периода прошлого года (16,8%), а данные за последний квартал текущего года пока не известны.

Согласно последним данным той же статистической службы, объемы внешней торговли Грузии за январь-ноябрь 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уменьшились на 14,6%, в том числе экспорт сократился на 11,3%, импорт – на 15,9%. По экспорту из Грузии лидером впервые стал Китай (экспорт в Китай вырос на 131%), а Россия, которая в прошлом году уверенно лидировала, переместилась на третье место, уступив позиции Азербайджану. Главным импортером для Грузии остается Турция, но и она сдала позиции в сравнении с прошлым годом (импорт из Турции сократился на 13,4%).

В результате пандемии соотношение внешнего и внутреннего долга к ВВП выросло с 41% (на 31 декабря 2019 года) до нынешних 56%, что эксперты считают достаточно тревожным показателем. А к концу года ожидают уменьшения объемов ВВП в сравнении с предыдущим годом на 5-6%.  На 24% сократились и привлеченные в Грузию иностранные инвестиции.

В условиях пандемии почти полностью замер сектор туризма. Лишь на два летних месяца и первую половину осени удалось «вздохнуть» представителям гостиничного и ресторанного бизнеса, но и то в основном за счет местного туризма. С 28 ноября по всей стране был введен частичный локдаун: прекратил работу муниципальный и междугородний транспорт, закрылись все гостиницы, магазины, торговые центры, рынки и ярмарки, кроме продовольственных, а объекты общественного питания в большинстве случаев перешли на онлайн-заказы и сервис доставки. С 24 декабря и до 2 января правительство ввело временные послабления, открылись промтоварные магазины и крупные торговые центры, но остался в силе запрет на работу транспорта и непродовольственных рынков и ярмарок. Объекты общественного питания продолжают работать на вынос. В таких условиях многие бывшие владельцы закрыли бизнес и пытаются продать рестораны, кафе и гостиницы, в большинстве случаев возведенные и обустроенные на банковские кредиты.

По оценке экономиста Ники Шенгелия, решения, которые в течение года принимало правительство с целью вывода экономики страны из кризиса, оказались не такими эффективными, как заявляли сами представители властей.

«На первом этапе пандемии не было выполнено обещание правительства сохранить цены на 9 основных продовольственных продуктов. Не сработали и обещанные низкие цены на горючее для сельского хозяйства. Выросли цены на муку и хлеб. Не все из тех, кто потерял работу, получили обещанную помощь в размере 200 лари в течение 6 месяцев. Хотя итоги сферы здравоохранения были нормальными. А второй этап управления пандемией ни с экономической точки зрения, ни в сфере здравоохранения положительных оценок не заслуживает», – подчеркнул эксперт.

Положительно оценивает Ника Шенгелия меры, принятые правительством с целью поддержки производителей, в том числе кредитно-гарантийные схемы и решение о возврате НДС в автоматическом режиме, но считает, что итоги антикризисных мероприятий властей проявятся только через 2-3 года.

Что касается 2021 года, он, по прогнозам экспертов, будет тяжелым, так как, вероятно, продолжатся локдаун и точечные ограничения, сохранятся высокие цены на продукты и услуги, на горючее. Скорее всего, и в будущем году не состоится летний туристический сезон, и страна целиком будет зависеть от импорта. Ожидается дальнейший рост числа безработных, увеличится число граждан, эмигрирующих из страны в поисках работы.

«В 2021 году, к сожалению, вызовами останутся неадекватное управление кризисной экономикой, высокие цены, колебания курса лари, безработица и непотизм», – отметил эксперт.

Добавим, что к Новому году правительство победившей на парламентских выборах 2020 года «Грузинской мечты» приготовило населению новые «сюрпризы». По требованию энергораспределительных компаний Национальная комиссия по регулированию энергетики и водоснабжения повысила тарифы на электроэнергию и воду. Правда, правительство пообещало «субсидировать» разницу в тарифах, но не для всех абонентов, а лишь для тех, кто потребляет в месяц до 300 квт-ч электроэнергии. Остальным (а это немалая часть населения, если учесть, что в Грузии давно искоренена система центрального отопления и в зимний период многие отапливаются электроприборами) придется платить за свет (и соответственно, воду) по повышенным тарифам.

И еще один месседж глава правительства Георгий Гахария озвучил в парламенте, до утверждения нового состава кабинета министров и новой правительственной программы. Многие налоговые льготы, которые были введены в период пандемии либо до нее, оказались неэффективными и будут пересмотрены.

Как говорится, победа одержана, новое, но практически старое правительство уже формально приступило к работе, обещания остались в прошлом и начались тяжелые будни.

От Хачидзе Ирина

Корреспондент Пресс-клуба в Грузии