2020-й стал самым трудным годом с момента обретения Арменией независимости после распада СССР. Прошедший год запомнился войной, пандемией, тысячами жертв из-за них, и надежды на нормализацию ситуации в новом году минимальны.

Если для всего остального мира главным событием года стала пандемия коронавируса, то для Армении самым главным и трагическим событием стала 44-дневная война в Арцахе. Тысячи жертв, десятки тысяч беженцев, разрушенные города и села. И трёхстороннее заявление лидеров Армении, Азербайджана и России от 9 ноября, которое многие в Армении и Арцахе расценили как позорный акт капитуляции и предательства со стороны политического руководства страны, как «армянский Брест-Литовск».

Именно подобный подход к договорённостям от 9 ноября, а также множество сложных и болезненных вопросов, которые в этом соглашении не указаны и не регулируются, дают основания считать, что вопрос окончательно не закрыт. Это в частности касается вопроса статуса Арцаха. И хоть в Баку считают, что вопрос статуса окончательно закрыт, однако, судя по словам президента России Владимира Путина и разных представителей стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, они не согласны с подобным подходом азербайджанской стороны.

Не согласны с этим и многие в Армении. И хотя нынешнее политическое руководство на внешней арене устами главы МИД говорит о необходимости международного признания Арцаха и деоккупации территории республики, но, с другой стороны, пытается провести быстрыми темпами делимитацию границы с Азербайджаном (хотя публично это не признает). И регулярно в общество посылается месседж со стороны лично премьер-министра Никола Пашиняна, министров и депутатов правящего «Моего шага», что подписанные Пашиняном 9 ноября договорённости позволят в ответ на сдачу Арцаха добиться открытия коммуникаций (и даже рынков) Азербайджана и Турции, что якобы откроет хорошие перспективы перед армянской экономикой. При этом забывается опыт Грузии, для производителей которой открытие границ и рынков с Турцией не принесло ничего хорошего. И ради скорейшего приближения открытия коммуникаций Пашинян и его команда готовы идти на любые уступки азербайджанской стороне и любые неясные моменты в договорённостях от 9 ноября априори трактуют в пользу Баку.

Все это, естественно, вызывает резко  негативную реакцию в армянском обществе. Учитывая исторически сложные отношения армян с Турцией и Азербайджаном, «дружить» с ними мало кто хочет. И именно поэтому в обществе есть сильный запрос на реванш. И разные оппозиционные силы будут пытаться убедить избирателей, что именно они смогут наиболее эффективно подготовить страну к реваншу. Но даже в той части общества, которая устала от войны и напряженности, не так много сторонников открытия границ и рынков с Азербайджаном и Турцией.

С учётом всего этого очень интересны будут результаты внеочередных парламентских выборов, которые пройдут в 2021 году. Пашинян с командой будут делать все для того, чтобы получить новый мандат доверия и продолжить управление страной. Тем более что в случае поражения на выборах и потери власти им грозит уголовное преследование за свои действия до и особенно во время войны. А учитывая их низкий рейтинг после войны и серьёзные социально-экономические проблемы в стране, без фальсификации выборов им не победить. 

Другой их надеждой является распыление голосов оппозиционного электората среди большого количества участников выборов, что, с учётом действующего избирательного законодательства (пункт о стабильном большинстве), может дать им возможность получить большинство в парламенте даже набрав 20-30% голосов на выборах. 

В свою очередь оппозиция будет пытаться использовать нынешнюю слабость властей и не допустить фальсификаций. При этом многое будет зависеть от того, смогут ли оппозиционные силы до или хотя бы после выборов создать коалицию, чтобы добиться отстранения от власти Пашиняна и «Моего шага». 

От Халатян Айк

Политический обозреватель