Парламент Грузии формально перестал быть однопартийным после того, как на внеочередном пленарном заседании 5 января признал депутатские полномочия 4 представителей партийного списка «Альянса патриотов». По итогам парламентских выборов 31 октября, эта партия получила 4 мандата, которые должны были достаться 3 первым по списку членам партии – Ирме Инашвили, Георгию Ломия, Гоче Тевдорадзе и четвертому по списку беспартийному Автандилу Енукидзе. Но недовольные итогами выборов лидеры альянса поддержали протест остальной оппозиции и отказались от полученных ими депутатских мандатов. Как и другие оппозиционные партии, они объявили выборы сфальсифицированными и сегодня требуют проведения досрочных выборов. Правда, не последовали примеру остальных прошедших в парламент оппозиционных избирательных субъектов и не сняли с регистрации в ЦИК свой партийный список. Что и оставило возможность баллотировавшимся от «Альянса патриотов» другим политикам заменить отказавшихся от мандатов лидеров партии.
В итоге депутатские мандаты достались беспартийному Автандилу Енукидзе, который не поддержал бойкот лидеров альянса, пятому номеру списка, беспартийному Геле Микадзе, номеру седьмому, члену альянса Фридону Инджия (так как номер шестой – Нана Девдариани – поддержала решение лидеров альянса) и беспартийному, номеру восьмому списка – Давиду Зилфимиани. Каждый из новоявленных депутатов – еще и предприниматель, и каждый из них внес в свое время значительные финансовые пожертвования в предвыборную кампанию «Альянса патриотов».
Комментируя решение соратников, лидер альянса Ирма Инашвили заявила, что «Альянс патриотов» и в этом случае «не будет представлен в сформированном путем фальсификаций парламенте», а те, кто вступил в парламент и получил мандаты, должны будут покинуть «Альянс патриотов». Новоутвержденные депутаты, впрочем, так и сделали. Единственный из четверых член партии Фридон Инджия после признания его депутатских полномочий дал специальный брифинг и сообщил, что он и его трое соратников сформируют новую партию под названием «Европейские социалисты». По мнению Инджия, оставаясь за стенами парламента, оппозиция лишь пособничает двум политическим силам – «Национальному движению» и «Грузинской мечте».
«Это своеобразное продолжение коабитации, за которую мы так остро критиковали «Грузинскую мечту» все предыдущие годы. «Националы» хотят остаться на улице в надежде на то, что правительство «споткнется», и за этот счет, в надежде на малую часть запутавшейся молодежи, они сумеют задействовать в стране революционный сценарий. А «Грузинская мечта» надеется, что окончательно уничтожит остающуюся на улице оппозицию», – пояснил свое решение войти в парламент Фридон Инджия.
По его словам, он и его коллеги и соратники уважают решение своих избирателей и входят в парламент для того, чтобы оппонировать правящей партии и оказывать влияние на ее решения.
Уже после признания полномочий новых депутатов исполнительный секретарь правящей партии «Грузинская мечта», лидер парламентского большинства Ираклий Кобахидзе заявил, что «Альянс патриотов» своим протестом уничтожил себя как партию. По его же оценке, фактически уничтожена как партия и «Европейская Грузия», а «Национальное движение» стоит на пути самоуничтожения.
«Реально «Альянс патриотов» уничтожил себя тем, что отказался от парламентских мандатов. Сейчас этот процесс продолжается в «Национальном движении», и надеюсь, что процесс самоуничтожения завершится успешно. А «Европейская Грузия» и без того уничтожена. Это здоровый, демократический процесс, и в конечном счете у нас появится здоровый политический спектр», – предсказал Ираклий Кобахидзе.
С такой резкой оценкой лидера парламентского большинства согласен и грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе, который, комментируя журналистам сложившуюся в стране политическую ситуацию, констатировал: оппозиция произвела самоликвидацию.
По мнению эксперта Гии Хухашвили, вхождение в парламент четырех бывших представителей списка «Альянса патриотов», очевидно, было запланировано заранее. По его оценке, в Грузии в очередной раз проявилось такое порочное явление, как интеграция бизнеса с политикой, так как четверо новых депутатов – представители бизнеса, вложившие свои средства и пожелавшие взамен на вложения занять места в законодательном органе. Многопартийным и квалифицированным парламент Грузии от решения четырех бизнесменов, по словам эксперта, не станет.
Иначе оценивает событие независимый грузинский эксперт Заал Анджапаридзе, который считает, что отныне грузинский парламент перестал быть однопартийным и стал как минимум двухпартийным.
«С вхождением этих 4 депутатов в парламенте появилась еще одна новая партия и он формально стал двухпартийным. И что бы ни говорили об этих новых депутатах и о той партии, которую они собираются сформировать, у правительства уже есть основания заявлять, что парламент не является однопартийным. В любом случае это событие можно расценить как тактический успех «Грузинской мечты». Хотя это было бы невозможно, если бы «Альянс патриотов» снял свой партийный список. Но они этого не сделали и оставили возможность свободы выбора тем членам этого списка, которые пожертвовали определенные финансовые средства в предвыборную кампанию этой партии. Я думаю, что в «Альянсе патриотов» не могли отказать им в этом решении», – заявил Заал Анджапаридзе в беседе с корреспондентом Пресс-клуба «Содружество».
Эксперт предполагает, что такой ход и такие действия в альянсе были оговорены заранее, и не исключает, что у партии имеются свои политические расчеты. Также подозревает, что к решению уже бывших представителей альянса приложила руку и правящая «Грузинская мечта».
Что касается остальной оппозиции, пять прошедших в парламент партий официально сняли свои партийные списки, что исключает замену отказавшихся от мандатов депутатов следующими по списку членами.
Окончательного решения на этот счет пока не приняли бойкотирующие пленарные заседания и парламентскую деятельность партии «Гирчи» и «Граждане». Первая по итогам пропорциональных выборов получила в законодательном органе 4 мандата, вторая – 2. В период после выборов в рядах «Гирчи» возникли разногласия, и партия распалась на два политических субъекта. Ее лидер Зураб Джапаридзе основал новую партию «Гирчи – Больше свободы». Аналитики не исключают, что и раздвоившиеся «Гирчи», и «Граждане» примут решение о вхождении в парламент, но это в большой степени будет зависеть от итогов переговоров между оппозицией и правящей партией.
Переговоры по инициативе иностранных дипломатов начались на фоне акций протеста, проводившихся оппозицией в первые дни после объявления первоначальных итогов выборов. До конца прошлого года состоялось четыре раунда переговоров, после чего противостоящие стороны проводили активные консультации с послами-фасилитаторами, но к какому-либо компромиссному соглашению или сближению позиций так и не пришли. Сегодня правящая партия и оппозиция все еще находятся в режиме ожидания пятого тура переговоров, дата проведения которых не известна.
Оппозиция во главе с «Единым национальным движением» продолжает настаивать на внеочередных или досрочных парламентских выборах, в противном случае грозится начать весной революционное движение. В правящей партии после появления в парламенте 4 депутатов от оппозиции и в ожидании нового «пополнения» заявили, что ни о каких досрочных выборах речь идти не может, а очередные парламентские выборы состоятся в Грузии в 2024 году.