Состоявшаяся 11 января в Москве по инициативе президента России Владимира Путина встреча между президентами России и Азербайджана, а также премьер-министром Армении во многом определила вектор дальнейших процессов в регионе. Это особенно важно, если учесть, что после совместного заявления, принятого 10 ноября 2020 года и положившего точку в истории многолетнего армяно-азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта, ощущалась острая необходимость конкретизировать ряд вопросов и тем, которые актуализировались в свете реализации положений совместного заявления.

Неслучайно, пожалуй, самым важным результатом встречи стало принятие решения о создании рабочей группы, которую возглавят вице-премьеры трех правительств – Азербайджана, Армении и России. Им поручено создать в ближайшее время рабочие экспертные подгруппы, которые и представят конкретные планы по развитию транспортной инфраструктуры и экономики региона.

Как известно, в доконфликтный период в регионе существовала сеть автомобильных и железных дорог, связывающих Армению и Азербайджан. Кроме того, она обеспечивала надежную связь Армении, тогда еще Армянской ССР с Российской СФСР. Для Советского Союза железные и автомобильные дороги, построенные в Армении и Азербайджане, обеспечивали транспортное сообщение с соседними Ираном и Турцией. Экономическое развитие региона было обусловлено его связями с соседними территориями, прежде всего в рамках Советского Союза посредством транспортного сообщения.

Во время конфликта многие прежние коммуникации были заблокированы, что в первую очередь негативно отразилось на социально-экономическом положении Нахчыванской Автономной Республики Азербайджана и Армении. В то же время Азербайджанская Республика сумела преодолеть эти проблемы построив или существенно обновив сеть магистральных железных и автодорог. В то время как Армения оказалась в транспортном тупике. Теперь, в новых геополитических реалиях, разблокирование прежних транспортных коммуникаций может принести странам региона новые выгоды. Для Армении это означает выход из многолетней блокады. В свою очередь формирующиеся геоэкономические реалии, которые будут созданы в результате разблокирования всех дорог, позволят и всем сопредельным государствам региона ощутить выгоду от использования новых и хорошо забытых старых транспортных артерий.

Этот оптимизм присутствовал и во время совместного заявления глав государств для прессы по итогам встречи. При этом президент Азербайджана Ильхам Алиев связал разблокирование транспортных коммуникаций с укреплением региональной безопасности. Он высказал уверенность, что соседние страны также активно включатся в создание транспортных коридоров и разветвленной сети транспортных артерий в регионе. Это заявление может стать отсылкой к инициативе по созданию платформы сотрудничества шести стран региона, предложенной месяцем ранее на совместной пресс-конференции президентов Азербайджана и Турции в Баку. Продолжив свою мысль, президент Азербайджана подчеркнул, что стороны должны и дальше стремиться к тому, чтобы находить те сферы деятельности, которые бы дали быстрый эффект и нацелены на результат.

Весьма примечательно, что и премьер-министр Армении Н. Пашинян признал, что реализация положений, озвученных в заявлении, и новая экономическая ситуация может привести еще и к более надежным гарантиям безопасности. Что вселяет определенный оптимизм.

Конечно, мы далеки от иллюзий, что все четыре часа, что длилась трехсторонняя встреча, лидеры говорили только о позитивных моментах. Определенные неясности были и остаются в связи с деятельностью и функцией российского миротворческого контингента. При этом в оценках деятельности миротворцев особых расхождений не наблюдалось. В частности, президент Алиев заявил, что российские миротворцы эффективно выполняют свои задачи.

Обращает на себя внимание, что российский и азербайджанский лидеры говорят о Нагорно-Карабахском конфликте в прошедшем времени, в то время как армянский премьер по-прежнему говорит о конфликте в настоящем времени. Кроме того, армянская сторона предпочитает акцентировать внимание на статусе Нагорного Карабаха, тогда как российская и азербайджанская стороны, по крайней мере на встрече 11 ноября, о статусе края не обмолвились. Это может свидетельствовать о том, что процесс формирования новых геополитических реалий в регионе идет, но он по-прежнему сопряжен с противоречиями, которые необходимо будет преодолевать.

Сегодня достаточно очевидно, что Баку и Москва стремятся поскорее перевернуть страницу прошлого и стимулировать процесс формирования новой геополитической архитектуры региона с более внятными очертаниями и прогнозируемой перспективой. Любой конфликт – это неопределенность, от которой стороны предпочитают двигаться в направлении взаимосогласованных и прогнозируемых шагов. Без прошлого нет будущего, но искать лишь в прошлом ответы на вопросы, которые будут возникать в будущем, нельзя. Новая ситуация требует новых, нестандартных решений. Готовность к принятию таких решений встреча в Москве явно продемонстрировала.

От Велизаде Ильгар

Политолог