В одном из регионов Западной Грузии, в Гурии, откуда родом автор этих строк, на днях произошел крайне неприятный и опасный инцидент «на религиозной почве». Как сообщается, прихожане-мусульмане на собственные средства приобрели жилой дом в одном из сел Чохатаурского района, в котором собирались для молитвы. Этот факт вызвал протест местного православного населения, что затем переросло в физическое противостоянии. Дело дошло до того, что пришлось местным властям вызывать дополнительные силы правопорядка. На место прибыли губернатор Гурии, представители духовенства, не замедлили «засветиться» политики и общественные деятели различного толка.

Для непосвященных в тонкости нашей внутренней общественно-религиозной жизни поясним: мусульмане в селах Гурии появились лет тридцать тому назад, когда сюда стали переезжать эко-мигранты из высокогорных сел Аджарской автономии. Аджария на протяжении трехсот лет была под властью Османской империи, что повлияло на религиозную жизнь края – аджарцы были обращены в ислам. Только лишь с присоединением этого края в 1878 году к Российской империи стало возможным возвращение местных жителей к религии предков (т.е. к православию).

Тут же надо отметить, что Гурия хоть и не была захвачена турками, но похвастаться особой религиозностью местные жители не могут. Не случайно, что именно здесь первыми были разрушены церкви и монастыри в двадцатых годах прошлого века, именно этот край дал больше всего революционеров-безбожников. Так продолжалось до крушения социализма и лишь в конце девяностых у нас стали задумываться о возрождении разрушенных храмов.

Этот маленький экскурс в историю необходим, чтобы разобраться в сути происходящего. Гурийцы – не религиозные фанатики, которыми их стараются представить некоторые местные СМИ и неправительственные организации, выступившие с осуждением местных жителей. Дело тут не в столько религиозной проблеме, сколько в общественно-экономической ситуации, сложившейся в этом регионе.

И не только в этом регионе, но и в стране в целом. Начиная с девяностых, когда со всей остротой встал вопрос существования нашей государственности, религиозный фактор в некоторых регионах страны стал играть все более возрастающую роль. Пока в Тбилиси были заняты внутриполитическими разборками (полтора года шла гражданская война, полностью разрушившая экономику и социальную сферу), у наших южных соседей появилась возможность реализовать давнюю мечту. Ведь современная Турция считает себя правопреемницей Османской империи и желает восстановления влияния на бывших вассалов.

Доведенное до голода население, молодежь, лишенная всяческих перспектив, – вот «козырные карты», которые не без успеха разыграли наши соседи. Особый интерес вызывала у турецких эмиссаров молодежь из Аджарии. Молодым людям предлагали бесплатное обучение в духовных училищах. Возвращаясь, они открывали в селах мечети. И хоть этот уголок Грузии является неотъемлемой частью страны, откуда пошло христианство по всей стране (именно здесь впервые прозвучала проповедь апостола Андрея), но у нынешних властей Турции Аджария вызывает совсем другие ассоциации.

Вот как высказывался об этом в одном из своих выступлений президент Рейджеп Эрдоган, говоря «об уголке» соседней Грузии, Аджарии: «Интересы современной Анкары совпадают с интересами Османской империи. Наши физические границы отличаются от границ в нашем сердце. Разве можно отличить Ризе от Батуми?». Можно, скажем мы! Разве в турецких городах увидишь столько казино, гостиниц и прочих увеселительных заведений, сколько их развелось за последние годы в Батуми?

Дело в том, что правительство Турции запретило игорный бизнес на территории своей страны. Для турецких компаний вложения в игорный бизнес в Батуми стали надежной инвестицией, а игровой туризм из Турции стал чуть ли не главным направлением в нашей туристической сфере. Первым громким турецким проектом стало начало строительства гостиницы сети “Sheraton” в 2006 году. Это была первая сетевая гостиница в городе, за которой последовали другие. Сейчас большинство фешенебельных гостиниц принадлежит туркам. Им же принадлежит и целый квартал в старом городе, который так и называют – турецкий квартал, ибо там грузинская речь уже и не слышна.

Но вернемся к Гурии и тому опасному инциденту, который местное население связывает со строительством мечети. В начале девяностых годов ваш покорный слуга преподавал в школах местных сел, которые из-за отсутствия контингента учащихся были на грани закрытия. Ситуацию спасли именно мигранты из высокогорных сел Аджарии. У них традиционно по 5-7 детей на семью. Директора и преподаватели местных школ вздохнули с облегчением – большинство школ смогло избежать т.н. процесса оптимизации (т.е. закрытия). Добавим к этому и то, что аджарцы, привыкшие к суровым условиям жизни и быта в горах, в селах Гурии показали, чего можно добиться трудолюбием и настойчивостью. Постепенно пришлые стали уже не меньшинством, а в некоторых селах – большинством. К тому же надо учесть, что до сих пор Гурия по коэффициенту рождаемости занимает одно из последних мест в стране, тогда как Аджария находится в лидерах.

Вот в чем, как думается, главная причина недоразумений между «местными православными и мусульманами», как это преподносится общественности грузинскими СМИ и нашими политиками. Кстати, на инцидент в глухом гурийском селе отреагировали почти на всех уровнях, начиная с главы государства.

Президент С. Зурабишвили отметила: «Нашим гражданам конституцией гарантирована свобода вероисповедания. У наших граждан есть право проводить религиозные службы и ритуалы, и никто не может ограничить это право. Произошедшее противостояние принадлежит к ряду единичных случаев, но нужно сказать, что никто не имеет права затмевать наши исторические достижения, ставить под сомнение мирное сосуществование религий в Грузии». Да никто и не ставит – религиозная терпимость для нашего народа традиционная ценность. Ведь не зря именно здесь нашли приют иудеи, которые на протяжении 26 веков жили бок о бок с нашими предками, переняв многие обычаи и традиции нашего народа.

Отметилась на этом деле и омбудсмен Н. Ломджария, которая заявила, что «всем лицам, проживающим в Грузии, конституцией гарантирована свобода вероисповедания, что включает в себя право проводить религиозные ритуалы и участвовать в них». Некоторые политики, как например, лидеры «Грузинского марша», тоже напомнили о себе, заявив, что собираются идти в Гурию, чтобы «каждому указать свое место».

Как бы они тем самым не оказали медвежью услугу не только гурийцам, но и всему нашему обществу, которое и так разобщено.

От Чхартишвили Валерий

Журналист, педагог