После заключения мирного соглашения по Нагорному Карабаху Армения и Азербайджан при посредничестве России перешли к дальнейшим шагам, которые на данный момент выразились в готовности сторон к восстановлению существовавших между ними в советский период, а в годы войны заблокированных путей сообщения. В том числе тех, которые через Азербайджан и Армению связывали Россию и страны Центральной Азии с Ираном и Турцией. И хотя достигнутые договоренности пока существуют лишь в виде двух совместных заявлений президентов России и Азербайджана и премьер-министра Армении, совсем еще недавно конфликтовавшие стороны сегодня серьезно рассматривают возможности восстановления пришедших за время простоя в непригодность железных и автомобильных дорог и строительства новых веток и магистралей.

Грузия, которая до последнего времени обоснованно претендовала на роль транзитного центра Южного Кавказа, учитывая проходящие по ее территории трубопроводы и железнодорожные и автомобильные магистрали, в развернувшихся между соседями процессах стоит в стороне и выступает в роли нейтрального наблюдателя. Между тем перспектива восстановления путей сообщения между Арменией и Азербайджаном, которая в Тбилиси в целом одобряется, тревожит грузинских аналитиков, часть которых ожидает, что в результате этого процесса Грузия потеряет значительную часть грузопотоков и окажется «в тупике» либо «на обочине» проходящих по Южному Кавказу транспортных коридоров.

Тревогу в связи с возможной утратой Грузией своей функции транспортного «хаба» выражает бывший госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия, политолог Паата Закареишвили, который удивлен пассивностью грузинских властей на региональной арене.

«Я думаю, что Грузия сегодня остается как бы на обочине, и меня это очень тревожит, потому что Грузия все это время была транспортным хабом Южного Кавказа. Тем более, что на ее территории находятся важные черноморские порты, имеется разветвленная железнодорожная сеть, автомагистрали, которые идут по всем направлениям. И то, что эту транспортную сеть оставляют в стороне, задействуя другие пути, которые нуждаются в реконструкции, а порой и прокладывании новых магистралей, во что собираются вложить большие финансовые ресурсы, по крайней мере, выглядит очень странно. Грузия однозначно ведет себя очень пассивно, и меня это очень беспокоит», – заявил в беседе с Пресс-клубом «Джейран Медиа» Паата Закареишвили.

Причину такого положения Грузии политолог и бывший соратник ныне правящей партии «Грузинская мечта» видит в том, что «у власти нет людей, способных мыслить геополитически и рассматривать Южный Кавказ как единый живой организм, в котором у Грузии своя эксклюзивная позиция».

По мнению политолога, если бы правительство Грузии переосмыслило роль страны в регионе и начало серьезно думать о задействовании на полную мощность проходящей по территории страны железной дороги, в том числе абхазского участка этой дороги, это способствовало бы укреплению роли Грузии как надежного транспортного узла в регионе Южного Кавказа.

Отметим, что о возможности восстановления Абхазской железной дороги Паата Закареишвили завел речь еще будучи госминистром правительства «Грузинской мечты», которое в течение первых лет своего правления намеревалось проводить прагматичную политику с целью нормализации отношений с Россией. Но слабая попытка госминистра продвинуть этот вопрос на внутригосударственном уровне встретила резкое сопротивление и острую критику со стороны прозападной оппозиции и значительной части экспертного общества. Главным козырем оппонентов был факт «оккупации» Россией территорий Абхазии и Южной Осетии и невозможность восстановления с ней дипломатических отношений без отказа России от признания независимости некогда входивших в состав единой Грузии регионов.

Паата Закареишвили и сегодня остается на той же позиции. По его мнению, восстановление этой железной дороги нужно не только Абхазии, России и Армении, но и самой Грузии.

«Если бы эта дорога функционировала, у Армении была бы возможность отправлять грузы не только через Азербайджан, на что Азербайджан во время недавней встречи в Москве выразил готовность, но и через Грузию. Почему бы нам не вовлечь территорию Абхазии в общекавказский контекст, чтобы абхазы почувствовали, что и они могут участвовать в этих проектах?» – отметил политолог.

На вопрос, как может пойти на такой шаг грузинское руководство, которое требует «деоккупации» Абхазии, Паата Закареишвили ответил, что восстановить абхазскую железную дорогу можно в рамках того же соглашения между Россией и Грузией при посредничестве Швейцарии (соглашение от 9 ноября 2011 года), которое призвано регулировать движении грузов по автомобильным дорогам через Абхазию и Южную Осетию.

«Правда, пока задействовать это соглашение не удалось, хотя уже выбрана швейцарская компания, которая будет осуществлять мониторинг движения грузов. Но и абхазскую железную дорогу можно было бы внести в это соглашение. Если стороны договорились об автомобильных перевозках грузов, почему бы не добавить и железнодорожные перевозки? Хотя бы начать обсуждать эти вопросы. Но Грузия пока ничего подобного не делает», – констатировал П. Закареишвили.

По его оценке, в результате такой пассивности Грузия теряет свой геополитический контекст и оказывается в странном положении.

«Я не понимаю, на что рассчитана такая глухота. Как можно чего-то добиться, ничего не делая. Вся беда грузинских политиков в том, что они хотят или все, или ничего. Договорились же когда-то Москва и Тбилиси об автомобильном сообщении, почему нельзя договориться о железнодорожном? Но как только мы добавляем другие вопросы, все останавливается. Мы не можем идти к цели последовательно, шаг за шагом. Такое максималистское отношение меня поражает. Мы готовы не получить ничего, если не получаем все», – отметил Паата Закареишвили.

О необходимости восстановления железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию говорит и грузинский эксперт Демур Гиорхелидзе. По его словам, нормализация отношений между соседями, Азербайджаном и Арменией, не может не радовать, но Грузии в этой ситуации следует проводить разумную и прагматичную политику для развития и полного использования ресурсов своего транспортного коридора.

«Я не думаю, что здесь можно говорить об ущербе от договоренности между соседями. То, что Азербайджан и Армения договорились, не может быть плохо для Грузии. Грузии будет плохо всегда, когда ее политики будут неправильно думать. А последние 30 лет мы наблюдаем, что грузинские политики мыслят неправильно и тем самым ущемляют интересы своей страны и ставят ее в плохое положение», – заявил в беседе с Пресс-клубом «Джейран Медиа» Демур Гиорхелидзе.

По мнению аналитика, Южный Кавказ может стать процветающим регионом, пристанью для крупных финансовых вложений, платформой для решения мировых проблем, если руководители трех независимых государств будут мыслить правильными категориями.

Что касается абхазской железной дороги, эксперт считает, что прекращение движения по ней было «самым глупым решением», принятым в Грузии, и подчеркивает, что эту проблему необходимо решить.

«В свое время я был одним из авторов урегулирования этой проблемы. Я изучал ее с самого начала и всегда говорил, что никаких ограничительных мер на передвижение людей и товаров быть не должно. Это было одним из самых губительных решений, принятых прежним руководством Грузии еще в 90-е годы. Нельзя ограничивать собственные народы. Мы друг без друга чувствуем себя плохо, и думаю, и грузины, и абхазы осознали это. Мы дошли до катастрофического состояния. Надо действовать разумно, налаживать отношения», – отметил Демур Гиорхелидзе.

Иного мнения насчет Абхазской железной дороги и тех дивидендов, которые может принести Грузии ее задействование, придерживается руководитель грузинской исследовательской организации «Центр по исследованию транспортных коридоров» Паата Цагареишвили. Он считает, что в случае возобновления транзитных путей через Армению в Иран и Турцию Грузия гипотетически может потерять определенную часть грузопотока. Но отмечает, что восстановление Абхазской железной дороги Грузии может быть выгодно лишь в последнюю очередь.

«Если Армения найдет достаточные финансы и станет в определенном будущем транзитной страной, то существуют определенные гипотетические предпосылки к тому, чтобы Грузия потеряла определенную часть грузопотока, проходящего через ее транспортный коридор, по железной дороге через порты Поти и Батуми. Это где-то в пределах 300-400 тысяч тонн грузов. Но те грузопотоки, которые проходят по автомобильной дороге через Ларс, останутся, так как территория Грузии – самый короткий путь для транзита из России в Армению и в обратном направлении», – пояснил Паата Цагареишвили.

По его оценкам, на налаживание транзитных путей Армении, Азербайджану, Ирану и Турции понадобится несколько лет, так как инфраструктура, которая была заброшена все эти годы, находится в плачевном состоянии.

«Понадобится 3-5 лет, чтобы построить инфраструктуру. Это отдельный вопрос, в каком состоянии находится инфраструктура Армении, Азербайджана и примыкающих к ним железнодорожных участков Ирана и Турции. Сегодня они в плачевном состоянии и нуждаются в строительстве, обновлении, приведении в соответствие со стандартами. Как минимум 5 лет понадобится, чтобы довести этот коридор до надлежащего состояния», – подчеркнул Паата Цагареишвили.

Что касается Абхазской железной дороги, ее восстановление, по мнению эксперта, экономически выгодно прежде всего самой Абхазии, затем уже – России и Армении.

«Решение этого вопроса в политической плоскости перекликается с Арменией и Грузией. И если ранжировать, кому это выгодно, то прежде всего Абхазии, во вторую очередь – России, в третью  – Армении, и в последнюю очередь – Грузии, так как Грузия никаких существенных дивидендов в виде новых грузопотоков от открытия этой дороги не получит. По  железной дороге через Абхазию в основном шли центральноазиатские грузопотоки, которые сейчас перераспределены по другим направлениям. И маловероятно, что они вернутся на этот маршрут. Так что никакой прибыли Грузии открытие этой дороги не принесет», – отметил Паата Цагареишвили.

Правительство Грузии пока занято внутригосударственными проблемами: пополнением парламента за счет прошедшей в законодательный орган по итогам выборов 31 октября, но бойкотирующей парламентскую работу оппозиции, выборами нового председателя и политсовета правящей партии «Грузинская мечта» после ухода из политики ее учредителя Бидзины Иванишвили, борьбой с пандемией. Но не исключено, что на фоне налаживания сообщения между соседними государствами и переключения части грузопотоков на коридор Север-Юг между Россией, Азербайджаном и Арменией,  который идет в обход Грузии, в Тбилиси задумаются и о диверсификации собственных транзитных коридоров.

От Хачидзе Ирина

Корреспондент Пресс-клуба в Грузии