В конце прошлой недели в Москве прошла XIV международная конференция “Евразийская экономическая интеграция”, организованная Евразийским банком развития (ЕАБР). В ходе конференции чиновники и эксперты стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и стран-партнёров обсуждали стоящие перед евразийской интеграцией проблемы и вызовы, а также сотрудничество ЕАЭС с другими странами.

Государствами – участниками ЕАБР являются Армения, Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Уставный капитал банка составляет 7 млрд долларов США. ЕАБР является международной финансовой организацией, призванной содействовать экономическому росту государств-участников, расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве путём осуществления инвестиционной деятельности.

Расчеты в национальной валюте

Председатель Правления ЕАБР Андрей Бельянинов, открывая конференцию, особое внимание уделил вопросу расчётов в национальных валютах в торговле между странами ЕАЭС. “Мы постарались сделать таким образом, чтобы обеспечить преемственность наших конференций. На прошлой конференции мы говорили о том, что назрела необходимость расчётов в национальных валютах, хотя некоторые эксперты уверяли, что не нужно никому ничего навязывать, бизнес сам решит, кому и как с кем рассчитываться. Но как раз 2019 год весь прошёл под лозунгом расчётов в национальных валютах. Об этом заявляют политические лидеры многих стран. Мы в формате нашего Банка сделали расчётно-клиринговое обслуживание. Расчёты пошли, и эта услуга находит живой интерес. Потому что это потребность уже не сегодняшнего дня, а вчерашнего”, — заявил он.

А беседуя с журналистами в кулуарах конференции, он был более откровенен, заявив, что в странах ЕАЭС продолжается “бегство от доллара”: “Жизнь сама подсказывает, какие расчётные единицы доминируют на нашем евразийском пространстве. Звучат цифры 40 процентов от товарооборота в национальных валютах, 50 (процентов). Время покажет. Но то, что бегство от доллара идёт — это очевидно”.

В свою очередь, глава Счётной палаты России Алексей Кудрин, комментируя возможность введения единой валюты в рамках ЕАЭС, отметил, что это не является вопросом сегодняшнего дня. “Единая валюта — это некоторое будущее всё-таки. Чтобы единая валюта утвердилась, она должна быть более конкурентоспособной. Бизнес рассчитывается в тех валютах, которые ему выгоднее для снижения своих издержек. Поэтому любая другая новая валюта должна быть более стабильной, более ликвидной, должна применяться в расчётах с другими странами. Такой потенциал, мне кажется, накапливает евразийская интеграция, но это некоторое будущее”, — заявил он журналистам в кулуарах конференции.

Венгрия на пути к членству в ЕАБР

Одним из главных событий конференции стало информация о том, что Венгрия готова приступить к переговорам, чтобы стать членом Евразийского банка развития (ЕАБР). “Это закрепит результаты работы нескольких лет по углублению финансовых и гуманитарных связей между странами евразийского пространства и Венгрией. Мы уверены, что вступление Венгрии в банк откроет новые возможности сотрудничества… Мы хотели бы такую долю иметь в этом банке, благодаря которой наше присутствие и членство в банке будет не только символическим”, — заявил журналистам вице-премьер и министр финансов Венгрии Михай Варга.

Он выразил уверенность, что в 2020 году переговоры по вопросу вступления Венгрии в ЕАБР будут завершены. Однако глава ЕАБР Бельянинов был более осторожен, и отказался назвать конкретные сроки завершения переговоров по вступлению Венгрии в состав акционеров банка. “Никто не заинтересован в затягивании (процесса), поскольку политическое решение (о начале переговоров) принято. Мы всячески будем ускорять этот процесс”, —заявил он журналистам.

При этом Бельянинов назвал решение Будапешта начать переговоры о вступлении в состав членов ЕАБР хорошим сигналом для евразийской интеграции: “Для нас это большое событие, и для евразийской интеграции тоже очень серьёзный сигнал. Присутствие Венгрии в составе наших акционеров совершенно меняет структуру нашего развития и является хорошим примером для других стран, которые пока только присматриваются. На этом мы не остановимся”.

С ним был солидарен и Алексей Кудрин: “Желание Венгрии войти в Евразийский банк развития — очень хороший сигнал для укрепления интеграции. Это говорит о том, что Евразийский экономический союз растёт, развивается. Это очень хороший индикатор”.

Помимо Венгрии, в ходе конференции о своем желании вступить в ЕАБР заявили и власти Молдовы. “Руководство Республики Молдова в лице президента, председателя парламента и премьер-министра приняло решение о том, что Республика Молдова вступит в Евразийский банк развития”, – сообщила советник президента Молдовы по экономическим вопросам Елена Горелова.

Расширить полномочия ЕЭК

Одним из самых интересных выступлений на конференции стало выступление председателя коллегии Евразийской экономической коллегии (ЕЭК) Тиграна Саркисяна. В ходе которой он подчеркнул необходимость развивать наднациональные полномочия ЕЭК для углубления интеграции в рамках ЕАЭС.

“Там, где у нас есть прямые полномочия, дела идут эффективнее. Там, где мы выступаем как площадка для согласования позиций стран, — гораздо медленнее. Есть разные функции, заложенные союзным договором, и пятилетняя практика показывает, что их свободно можно передавать на наднациональный уровень. Тем более, что у национальных правительств есть возможность влиять на эти решения, есть право вето, и в большинстве случаев решения принимаются консенсусом”, — заявил Саркисян журналистами в кулуарах конференции.

Он также подчеркнул необходимость формирования в рамках ЕАЭС евразийских агентств и фондов, которые будут реализовывать конкретные проекты: “Это серьёзный минус, который есть у нашего союза. Потому что опыт Европейского союза показывает, что основным интеграционным мотиватором является реализация конкретных проектов через конкретное финансирование и через агентства, обладающие функциями реализации проектов”.

В ожидании “евразийского Airbus”

Глава ЕЭК также подчеркнул необходимость активного внедрения в ЕАЭС проектного принципа работы и создания евразийских брендов. “Приходится констатировать, что совместная проектная деятельность не носит масштабный и массовый характер. Проектов на уровне Airbus в Европе мы не имеем. Если мы планируем создать евразийские бренды мирового масштаба, то нам необходимо запустить новые подходы. А именно такие подходы, которые направлены на реализацию масштабных и значимых проектов, и которые будут поддерживать лидеры наших стран”, — заявил он.

По его словам, следует определить приоритеты исходя из интересов каждой страны ЕАЭС, так как практика показал, что крайне сложно найти интеграционный проект, который в равной степени будет отвечать национальный интересам каждой из стран союза. “У руководителя проекта должна быть исключительная внутренняя мотивация сделать проект. Поэтому мы предлагаем для каждой страны союза определить приоритетный проект, и чтобы страна взяла этот проект под свою координацию и контроль. Этот метод мы применили во внешнем треке, когда вели переговоры с третьими странами по формированию зон свободной торговли. Мы разделили работу между странами. Например, за иранское направление отвечала Армения, за Сингапур – отвечала Российская Федерация, за Израиль – Казахстан и т.д.

То же самое мы предлагаем сегодня сделать в вопросе реализации крупных проектов. Каждая страна может выбрать свой приоритет. Например, ювелирный евразийский бренд. Этот проект может координироваться Арменией. Евразийская транспортная компания – курацию может взять Беларусь. Евразийский цифровой офис – Российская Федерация может подвигать проект в евразийском пространстве. Евразийский экспортный или транзитный потенциал— это интерес Казахстана”, — отметил он.

Новый глава ЕЭК

Учитывая, что в феврале Тигран Саркисян покинет пост председателя коллегии ЕЭК, озвученными им вопросами придётся заняться новому главе евразийской комиссии. И в день конференции стало известно, что Беларусь выдвинет на этот пост председателя Совета Республики (верхняя палата белорусского парламента) Михаила Мясниковича.

“Конечно, мы думали над тем, кого же рекомендовать. Правда, и желающие были. Но я считаю, что это вам под силу, только вам. Потому что все кандидатуры, которые мне пришлось рассматривать, они слабее, менее опытны, менее дипломатичны. У вас все эти качества есть… Речь идёт о том, что предстоящие годы для нас весьма почётны и в то же время ответственны. Мы фактически возглавим весь Советский Союз. При этом вы видите, какие интеграционные процессы идут. Поэтому фактически придётся тащить воз за всех”, — заявил президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с Мясниковичем.

При этом внимание общественности сразу привлёк возраст Мясниковича – в следующем году, когда он займёт пост главы ЕЭК (если все страны ЕАЭС одобрят его кандидатуру), ему исполнится 70 лет.  

Однако белорусский политолог Ксения Волнистая считает, что возраст не помешает опытному политику и управленцу Мясниковичу эффективно выполнять обязанности главы Евразийской комиссии. “В белорусской внешней политике евразийский вектор является одним из важнейших. И очень важно понимать, что в выборе кандидатуры (будущего председателя ЕЭК) президент Александр Лукашенко выбирал в первую очередь максимально компетентного и опытного человека, который имеет опыт управления в экономической сфере. Кроме того, очень важно, чтобы человек понимал конъектуру стран, с кем придётся работать. Мясникович курировал очень много проектов на евразийском пространстве, он в курсе всей внешней и внутренней политики страны, и, по мнению многих аналитиков, именно он максимально полно представит Беларусь и даст новый толчок развитию Евразийской комиссии”, — заявила она Пресс-клубу “Содружество”.

Айк Халатян

От Халатян Айк

Политический обозреватель