Некоторое время стороны конфликта выполняют взятые на себя обязательства под эгидой России. Несколько оккупированных территорий, которые в соответствии с международным правом также известны как азербайджанские территории, были эвакуированы, российские миротворцы вошли в этот район, и отношения находятся на пути к стабилизации. Беженцы с обеих сторон, которые покинули свои дома в течение 30 лет оккупации и 44 дней боев, начинают возвращаться в свои дома.

Как мы можем расшифровать суть того, что произошло за два месяца с момента заключения соглашения о прекращении огня в результате 44-дневной войны? Итак, наступил ли мир в регионе? Насколько прочен и устойчив этот мир? Существуют ли какие-либо угрозы миру, достигнутые с согласия трех сторон, и откуда они берутся?

Прежде всего, сделаем вывод, что моноэтническое армянское общество нельзя назвать монообществом с политической, географической, социальной и других сторон. Конфликты мнений и интересов между Россией и прозападом, армянами и карабахцами с точки зрения географической принадлежности, людьми, живущими за чертой бедности и ниже с точки зрения социального статуса, а также между самыми богатыми и другими классами и группами, антагонистичны, не снижаются, а наоборот возрастают. Конечно, нельзя ожидать единого отношения к соглашению, подтверждающему поражение, от общества с такой структурой.

Небольшой экскурс в историю. 19 февраля 1878 г. В тот же день был подписан мирный договор между Османской и Российской империями, который вошел в историю как Соглашение Сан-Стефано. По условиям договора, османы согласились на потерю больших территорий и выплате крупных сумм денег Российской империи. Однако с вмешательством Великобритании, Франции, растущей Германии и других стран Западной Европы соглашение отменяется. В Берлине 13 июля того же года был подписан новый мирный договор с участием 7 государств – Берлинское соглашение.

А теперь рассмотрим причины этого исторического тура. Дело в том, что ни Османы (хотя они не согласились с условиями договора в качестве проигравшего), ни Россия не обратились к третьей стороне с просьбой выступить в качестве арбитра. Россия просто вошла на Балканы с согласия Сан-Стефано. Это, прежде всего, угрожало интересам западных империалистов. Таким образом, соглашение, которое ещё больше укрепляет Россию в Балканах и позволяет получить контроль над всем восточным и частью южного берегов Черного моря, должно быть отменено (денонсировано) и ратифицировано. Вместо этого подписывается Берлинское соглашение, которое не создает дополнительных преимуществ ни для одной из сторон конфликта (Османской и Российской империй), а скорее служит интересам неконфликтных государств (особенно Франции и Великобритании).

Вернемся к сегодняшнему дню. 10 ноября 2020. Конфликтующие Азербайджан и Армения подписывают соглашение при непосредственном участии России, которое ставит точку в конфликте и включает будущие отношения, взаимные политические, экономические связи и многостороннее общение. Так что Россия делает ход и … и мат! Запад, особенно Франция и США как сопредседатели Минской группы ОБСЕ, вытесняются из игры. Это неожиданный и сокрушительный ход. В частности, в период активной фазы конфликта были безуспешные попытки международных сил установить прекращение огня по гуманитарным соображениям, в некоторых случаях прекращение огня было нарушено через 5 минут после заключения соглашения. В первые дни после соглашения от 10 ноября молчаливую реакцию Запада можно объяснить не только шоком от случившегося, но и надеждой на то, что соглашение скоро будет нарушено. Но прошло несколько дней и Азербайджан, добившийся больших успехов, привержен прекращению огня, в то время как Армения, которая понесла большие потери и потерпела поражение, начала массовые протесты в Ереване, но серьезного сопротивления нарушению режима прекращения огня не наблюдается. Что делать? В конце концов, Россия не только оттолкнула своих западных соперников, которые пытаются монополизировать Нагорно-Карабахский конфликт, но и продемонстрировала, что член НАТО Турция может быть стратегическим союзником по многим вопросам, признав свою важную роль в разрешении конфликта. Вы можете себе представить, что Турция и Россия входят на Южный Кавказ, но впервые в истории, не как враг, а как союзник.

Таким образом, законопроект о признании непризнанного учреждения спешно готовится и принимается Сенатом Франции без каких-либо серьезных обсуждений. Затем Ассамблея Франции принимает решение того же содержания. Далее обсуждение аналогичного законопроекта в Канадском парламенте, решение Голландского законодательного органа и так далее. Что происходит? Ведь после подписания соглашения о прекращении огня стали приходить в голову случаи «нарушения» прав армян в Карабахе?

Значит, дело не в «любви» к армянам, «нарушенных правах» армян. Речь идет о развитии Российско-Турецких отношений, выходе России и Турции на Кавказ в качестве союзников. Самый реальный способ предотвратить это – различными способами денонсировать Соглашение, а если это невозможно, воспрепятствовать реализации некоторых положений Декларации реваншистами в Армении. Необходимо оценить недавние усилия США и Франции, поспешные визиты сопредседателей из этих стран в регион, грядущие санкции против Турции и особенно России (которые уже начались против Турции).

Таким образом, я думаю, то, что произошло в регионе в последнее время, не связано с местью армянского народа, призывами к возобновлению боевых действий. Реакция на антиправительственные протесты объединенной армянской оппозиции, количество протестующих, особенно личности протестующих, показывают, что люди в целом, подавляющее большинство, особенно молодёжь, не хотят мириться с поражением, но, не нарушают соглашение и не являются сторонниками войны. Лишь небольшая часть, тайные марионетки западных сил, а также организации армянской диаспоры в США и Европе, пытаются на основании приказа аннулировать соглашение. Думаю, что Запад, Россия и Турция, а также армянское общество прекрасно понимают, что единственным гарантом заявления армянской стороны от 10 ноября является Пашинян и преданные ему силы. Противоположный вариант, как бы он ни отвечал интересам Франции, США и их союзников, будет для Армении ничем иным, как вариантом самоуничтожения. Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял об этом.

От Алиев Анар

Политолог