С исторической точки зрения мы являемся свидетелями интересных событий как на мировом уровне, так и в Соединенных Штатах Америки. В Америке, считающей себя «колыбелью демократии», одна за другой вздымаются волны «демократии». Что же происходит на самом деле: суперсила переживает упадок своих демократических ценностей, или же «демократия избранных» находится на пороге нового этапа? Кстати, Майкл Паренти в своей книге «Демократия для избранных» выступил с заявлениями о характерных ценностях управления США.

Считаю, что анализ происходящих процессов в США на фоне событий протекающих в последние годы внутри страны, позволит сделать более правильные выводы. Америка в течение многих десятилетий находилась на обеспечении интереса англосаксонского протестантского электората, и под управлением их безоговорочной воли. Естественно, что эти интересы составили главную линию интересов внешней политики супердержавы. Эта политика более выраженно проявилась в частности в период правления республиканцев, опирающихся на белых консерваторов.

Но в последние десятилетия в исторически сложившихся избирательных традициях Америки происходят значительные изменения. Кандидат, победивший на выборах первый раз, всегда был на шаг впереди своего противника на вторых выборах: американцы более склонны предоставлению второго шанса. А в лице Трампа мы увидели противоположный подход. В возникновении такой ситуации наряду с личными качествами Трампа, перемешивание его личных эмоций с государственной политикой, не будучи «государственным человеком», является человеком России (а по суждению некоторых, даже человеком Путина), значимым фактором стало также непрерывное расширение места и роли в политике Америки афроамериканцев, число и политическая активность которых резко возросли за последние годы. Становление мигрантов и афроамериканцев, оказывающих значимое влияние на демографические процессы Америки, активными участниками политики страны началось сопровождаться серьезными изменениями в рядах электората Демократов и Республиканцев. Но втиснуть шаги, предпринимаемые демократами против протестующих народных масс, в рамки демократической борьбы также нереально. В частности применение против протестующих огнестрельного оружия, защиту от сторонников Трампа с помощью армейских сил, что можно увидеть по фотоснимкам здания Конгресса, можно воспринять как показатель «верности демократов принципам демократии».

Эпоха Джо Байдена: поиск «новых проблем…»

Таким образом, в Америке завершилась эпоха Трампа, но, даже уходя со своего поста, «человек России» не забыл подбросить напоследок несколько проблем не только для США и России, но и для всего мира. Верно, в отличие от Трампа и его команды, Джо Байден и демократы претендуют на более активную роль в мировой политике, и выбор кандидатов в команду, которую он собирается сформировать, дает основание сказать, что в ближайшее время он «приступит к поиску новых проблем». Например, в Совете Национальной Безопасности создается директорат по России и Центральной Азии, и главой назначается Кендалл-Тейлор, которая была главным аналитиком Центрального Разведывательного Управления по России. А в Центральное Разведывательное Управление приводят Бёрнса, который был послом в России. Это и не перечисленные нами многие назначения достаточны для определения цели новой команды. А цель остается неизменной: максимальное ослабление, а в случае возможности, выведение России из строя. Так как цель известна, остается лишь выбрать точки и направления нанесения удара. Уже видны первые проблески и признаки: наше мнение подтверждает отправка противника-популиста, оппозиционно настроенного к существующей в России власти (А.Навального), обратно в страну, создание препятствий в реализации проекта Северный поток-2, шаги, предпринимаемые в направлении отстранения члена НАТО Турции, в последнее время уделяющей союзническим отношениям с Россией (напомним, что Россия и Турция впервые в истории вошли в Кавказ не в качестве сторон конфликта, а союзников) больше внимания (начало теплых переписок с Францией, с которой Турция имела особо натянутые отношения, на уровне президентов), озвучивание на Украине и в Молдове высказываний против политики России громче и с более высоких трибун (заявление Майи Санду о безоговорочном выводе российских миротворцев из Приднестровья) и прочие действия. Добавим к этому, что Байден в своем выступлении на церемонии инаугурации, хоть и подтекстом, но постарался дать понять, что его деятельность главным образом будет направлена на создание для России всевозможных проблем.

Победа демократов: политика Америки и ее союзников на Кавказе

Трехстороннее Заявление от 10 ноября, обеспечившее прекращение в Карабахе военных операций и достижение прекращения огня, в то же время, вывело из игры США и в лице Франции Европу. В отличие от Америки, поглощенной внутренними процессами – президентскими выборами, Франция осознала суть происходящего раньше и перешла в контрнаступление принятием обеими палатами законодательного органа одно за другим решений, наносящих удар соглашению, и никоим образом не служащих миру и верховенству законов. С сожалением должны отметить, что в армянском обществе, в частности, в рядах оппозиционных правящему режиму сил нашлись те, кто поддержал провокацию Франции. Но в результате продуманных и взаимных действий Азербайджана и России, выступающей в качестве арбитра, подрывные шаги в этом направлении не смогли вырасти в нечто большее. В США во внутренних процессах все уже прояснилось, демократы пришли к власти. Таким образом, нет никаких сомнений, что Америка, как и во многих направлениях, активизируется также в кавказской политике, и предпримет попытки подключиться к процессу урегулирования конфликта. Мнение министра иностранных дел Сергея Лаврова, озвученное в связи с Минской группой ОБСЕ, отвечая на вопросы журналистов 18 января, также можно оценивать как интересный и продуманный ход России в данном направлении. В то же время, нельзя забывать, что согласно пункту 5 Заявления от 10 ноября и Заявлению от 11 ноября, подписанному между министрами обороны России и Турции, на этапе урегулирования конфликта участниками выступают уже четыре стороны.

Таким образом, администрация Байдена, также пересмотрев политику по отношению к Турции, постарается регулировать отношения (в начальном периоде для обеспечения удачных политических интересов могут быть определенные давления), нанести удар по позициям России на Кавказе, создавая дополнительные возможности путем поддержания усиления роли Турции в регионе. В зависимости от адекватной реакции Турции и России на эти шаги, события могут развиваться в различных направлениях. В этом смысле, можно предположить, что Россия будет более склонна к согласованному действию с Турцией во многих вопросах, в том числе, совместных миротворческих миссиях в различных регионах, включая Карабах. В таком случае, США и Франция, как сопредседатели, могут стать участниками следующего этапа урегулирования конфликта, в частности, процесса формирования взаимодоверительной среды между конфликтующими обществами, веры и доверия между азербайджанским и армянским общинами.

Возникновение каких-либо проблем во взаимной договоренности между Турцией и Россией, причем, независимо от того, по вине кого из сторон это произойдет, может нанести серьезный удар достигнутому на Кавказе хрупкому перемирию, наметившемуся взаимному соглашению, и тенденциям примирения.

От Алиев Анар

Политолог