Вопрос принадлежности исторического памятника Давид Гареджи вновь стал актуальным в Грузии после того, как по ходатайству Главной прокуратуры Тбилисский городской суд освободил под залог на сумму 20 тысяч лари главных фигурантов «дела картографов» – бывших членов комиссии по делимитации-демаркации границы Ивери Мелашвили и Наталью Ильичеву. А причиной волнений и ажиотажа в обществе стали заявления, которые Ивери Мелашвили сделал в эфире оппозиционного телеканала «Мтавари архи» после освобождения из зала суда.

О чем говорил Мелашвили? Он заявил, что нынешнее правительство Грузии желает обострения отношений с Азербайджаном, в том числе своим подходом к вопросу Давид Гареджи. Пояснил, что большая часть сооружений этого исторического памятника находится на грузинской территории, которую никто не оспаривает, и лишь 2% попадают на земли, принадлежащие Азербайджану.

Отметил, что считает Давид Гареджи единым комплексом, но подчеркнул, что монастырь Бертубани находится в глубине азербайджанской территории, на расстоянии примерно 2,5 – 3 километров от линии, которую еще в советский период (в 1929 году) Грузия и Азербайджан обозначили как границу между двумя республиками.

По мнению Ивери Мелашвили, ура-патриоты в Грузии создают ажиотаж вокруг Давид Гареджи и пытаются использовать этот вопрос в собственных узкополитических целях, чем вредят интересам своей страны. Не обошел «картограф» вниманием и грузинских священников, служителей монастырей в Давид Гареджи, и заявил, что те «занимаются позерством перед кельями».

В эфире оппозиционного телеканала Ивери Мелашвили также сообщил о том, какому давлению подвергались он и Наталья Ильичева со стороны прокуратуры, чтобы те признались в совершении преступления, которого, по словам Мелашвили, не совершали.

Эти и другие «откровения» главного фигуранта «дела картографов» еще четче разделили и без того поляризованное грузинское общество на две части. А в соцсетях развернулись две прямо противоположные по смыслу высказываний кампании. Одна осуждала Мелашвили, другая выражала ему безоговорочную поддержку.  Так же резко на два противостоящих лагеря разделились и грузинские СМИ. Одни публикуют материалы и делают репортажи, доказывающие преступные намерения и действия Ивери Мелашвили и правительства «Единого национального движения», в период правления которого и была предпринята попытка уступки грузинских территорий соседнему Азербайджану. Другие же четко отстаивают правильность действий прежних властей и всю вину за сложившуюся ситуацию в отношениях с Баку сваливают на нынешнее грузинское руководство и допущенные им ошибки.

СМИ «откопали» в своих архивах и заявление экс-президента Саакашвили по теме Давид Гареджи, сделанное еще в бытность его у власти, в 2007 году (отметим, что найти это заявление на сайте президента Грузии сегодня невозможно, так как его архив начинается с 2018 года). Михаил Саакашвили тогда сделал достаточно двусмысленное заявление: «Линия границы должна пройти так, чтобы стратегические высоты, которые нужны Азербайджану, попали на территорию Азербайджана, а Давид Гареджи остался на территории Грузии». Отыскавшая это заявление телекомпания продемонстрировала зрителям, то те «стратегические высоты», о необходимости которых Азербайджану говорил Саакашвили, и делят сегодня памятник на две неравные части, так что малая часть его сооружений остается на азербайджанской территории.

Специальным заявлением на факт освобождения фигурантов «дела картографов» откликнулась патриархия Грузии.

«Церковь, конечно, интересует, сумеет ли наше государство решить пограничную проблему с соседней страной, но также все понимают, что церковь не заинтересована в аресте человека и ее целью не является наказание кого-либо. Главное не то, на кого лично будет возложена ответственность. Нас интересует, действительно ли кто-то продавал государственные земли, и есть ли возможность разрешения этой проблемы?» – задаются вопросами в патриархии.

Особое возмущение у представителей церкви вызвали слова Мелашвили о служителях комплекса Давид Гареджи.

«Эти слова оскорбительны для тех людей, для которых важна проблема комплекса Чичхитури и Удабно (сооружения Давид Гареджи, которые находятся на контролируемой Азербайджаном стороне). Этот пафос подчеркивает его (Мелашвили) личное отношение к церкви и свидетельствует о восприятии этого вопроса в его сознании. Когда он таким образом упоминает стоящих на страже страны духовных лиц, интересно, какое полезное дело он сам сделал, работая в комиссии», – говорится в заявлении.

В патриархии надеются, что государство перейдет от слов к делу, развеет все сомнения вокруг комплекса Давид Гареджи и доведет начатое дело до конца.

Между тем, на через день после «откровений» в телеэфире Ивери Мелашвили зашел в открывшийся в Грузии после трехмесячного карантина магазин бытовой техники и подвергся нападению. Его узнал один из покупателей и нанес «картографу» словесные и физические оскорбления. Там же «случайно» оказалась сотрудница телекомпании «Формула», которая засняла происходящее, а затем опубликовала в эфире своего телеканала. У многих зрителей инцидент вызвал ощущение «подстроенного нападения». Но оппозиции он дал повод в очередной раз обвинить правительство Грузии в преследовании инакомыслящих.

По мнению грузинского эксперта по вопросам безопасности Вахтанга Маисая, заявления, которые Ивери Мелашвили сделал после освобождения из тюрьмы, прозвучали как позиция непрофессионала.

«Для меня лично Давид Гареджи – это территория Грузии. Поэтому я как гражданин Грузии не согласен с высказываниями Мелашвили. К тому же эти высказывания звучат, я бы сказал, непрофессионально. Потому что пока эта территория не делимитирована и не демаркирована, заранее в утвердительной форме говорить, что она принадлежит  той или другой стороне, неправильно», – пояснил Вахтанг Маисая.  

По его же словам, вопрос Давид Гареджи сегодня приобрел политический контекст и вышел на уровень государственных отношений, поэтому решение его можно найти путем диалога между двумя государствами не столько на уровне комиссий, сколько на высшем уровне. В качестве выхода из сложившейся ситуации эксперт предлагает создание на территории памятника совместной охраняемой зоны – заповедника.

«Ситуация осложняется еще и тем, что в 2007 году президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал указ о создании на этой спорной территории центра албанской культуры, и присвоил ему статус заповедника. Если такой же указ будет принят и со стороны Грузии, и она также сочтет Давид Гареджи своим национальным заповедником, то стороны подойдут к ничейному положению, и на этом основании можно будет создать совместный заповедник. И тогда и граждане Грузии, и жители Азербайджана смогут посещать эти объекты, осматривать, при желании молиться. Такие прецеденты есть. Аналогичный заповедник существует, если не ошибаюсь, между Танзанией и Кенией», – заявил Вахтанг Маисая.

Еще один путь решения проблемы эксперт видит в обмене территориями на взаимовыгодных для обеих стран условиях.

Бывший соратник правительства «Грузинской мечты», экс-госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия, конфликтолог Паата Закареишвили считает освобождение «картографов» из заключения правильным решением, так как, по его же оценке, сам арест был явно связан с предвыборной кампанией правящей партии.

«Я думаю, что их (Мелашвили и Ильичеву) выпустили, потому что нельзя так долго держать в заточении двух пожилых и не совсем здоровых людей, в отношении которых нет никакого состава преступления. Они никому ничего не передавали и даже при желании передать не могли. Да и сам арест был явно продиктован предвыборной кампанией, и сделано это было с целью поднять температуру национализма, в очередной раз представить образ врага и возбудить коллективное чувство ненависти к нему. Все это свидетельствует о том, насколько тяжелой была позиция властей, что им пришлось прибегнуть к таким методам. А в результате добились того, что в парламент согласилась войти еще одна партия, и тем самым развеяли «миф» об однопартийном парламенте», – пояснил Паата Закареишвили.

По мнению конфликтолога, грузинское общество охвачено оставшимся в наследство от прошлого «вирусом большевизма», поэтому разумных объяснений слушать не желает.

«Человек (Ивери Мелашвили) хочет разумно объяснить проблему, но его никто слушать не хочет. При развале СССР мы согласились с тем разделом территорий, который был произведен в годы советской власти, и когда затем вступали в ООН, ОБСЕ, Совет Европы и даже в СНГ, никакого протеста в связи с таким разделом не выразили. И только сейчас, когда истекли все ресурсы, чтобы выиграть выборы, вдруг подняли эту тему, достали спрятанную карту и решили ее разыграть», – отметил Паата Закареишвили.

Он надеется, что в результате переговоров стороны придут к взаимовыгодному для Грузии и Азербайджана соглашению, но предполагает, что оно не будет связано с теми картами, которые якобы не использовали во время работы в комиссии по делимитации-демаркации Мелашвили и Ильичева.

Как сообщалось ранее, бывших членов комиссии Ивери Мелашвили и Наталью Ильичеву прокуратура Грузии обвинила в попытке уступки части территории Грузии Азербайджану. По информации следствия, обвиняемые припрятали те карты, которые более подробно отображали спорную территорию, и воспользовались картами меньшего масштаба, чем нанесли урон территориальным интересам Грузии.

Паата Закареишвили считает, что правительство Грузии должно найти решение территориальной проблемы с Азербайджаном как можно скорее, если желает приблизиться к выполнению поставленных им целей – сближению с НАТО и вступлению в ЕС.

«Решение должно быть найдено как можно быстрее, потому что Грузия не сможет вступить ни в Евросоюз, ни в НАТО, если не решит свои приграничные проблемы. С Турцией у Грузии проблем нет, что касается проблем с Россией, у нас есть решение ЕСПЧ, подтверждающее незаконное нахождение России на этих территориях. И остается проблема с Азербайджаном. Но к этому вопросу в Грузии сформировался неправильный подход. Сами власти искусственно поднимают температуру и муссируют абсолютно абсурдные позиции. Ведь Гареджи раскинулся на очень большой территории, и только 3 монастыря оказались на спорной территории. Поэтому упоминать весь Гареджи в данном случае аморально, говорить надо о части комплекса», – пояснил П. Закареишвили.

По его же оценке, тема Давид Гареджи сегодня нужна властям еще и для того, чтобы отвлечь внимание грузинского общества от других, более насущных проблем, в том числе от экономических трудностей, ситуации с коронавирусом и внутриполитических разногласий.

Свою «точку» в вопросе Давид Гареджи попытался поставить премьер-министр Грузии Георгий Гахария. Он призвал все стороны воздержаться от любых шагов, которые способствовали бы политизации этой темы, и подчеркнул, что Грузия должна бережно относиться как к судьбе исторического памятника, так и к отношениям с Азербайджаном.

Как собираются в Тбилиси решить многолетнюю проблему с соседом, значение и влияние которого в регионе, особенно после окончания войны в Карабахе и на фоне выдвинутых Баку новых инициатив, резко возросло, пока не ясно.

От Хачидзе Ирина

Корреспондент Пресс-клуба в Грузии