Не так давно Тарифный Совет Азербайджана принял решение повысить тариф на водоснабжение для населения в Баку, Сумгаите, Хырдалане и Апшеронском районе с 1 февраля.

По новым тарифам за 1 кубометр, населению придется платить 0,70 маната (0,41 цент), до этого цена составляла 0,35 маната (0,21 цент) за кубометр.

“Тарифный совет, рассмотрев обращение ОАО “Азерсу”, установил в размере 70 гяпиков тариф на водоснабжение для жителей Баку, Сумгайыта, Хырдалана и Апшеронского района, а в других административных территориальных единицах – 60 гяпиков”, – отмечается в сообщении.

Как сообщил журналистам секретарь Тарифного совета Джейхун Наджафов, ОАО «Азерсу» обратилось в Тарифный совет, где было отмечено, что работы, осуществляемые в последние годы ОАО «Азерсу», расширили сферу непрерывного водоснабжения, вследствие этого увеличились расходы на электроэнергию и прочие расходы: «Поэтому доходы от нынешнего тарифа не возмещают расходы, и выделяются субсидии из госбюджета».

В обращении ОАО «Азерсу» отмечено, что повышение тарифов обусловлено и необходимостью обеспечения стабильности оказываемых услуг, повышения их качества, устранения зависимости от госбюджета, говорилось в заявлении Тарифного Совета.

Однако реальные причины несколько иные, и тут, естественно, не без экономической выгоды и перспектив на будущее.

Как отмечает экономист Натиг Джафарли, причина такого решения заключается в том, что все госкомпании работают в убыток, и «Азерсу» тут не исключение.

«Проблема в том, что никто не хочет отвечать на вопрос: Почему? Как так получается, что монополисты рынка работают в убыток. Они получают дотации из госбюджета, они осуществляют свои инфраструктурные работы за счет государственных инвестиций, но они работают в убыток. Этот парадокс никто не объяснил», – сказал Джафарли.

Экономист считает, что прежде чем принять такое решение, нужно было провести честный аудит и выявить лишние расходы, которые можно было бы урезать.

«После честного аудита раздутые расходы уменьшаются, и если компания вновь начинает работать в убыток, то тогда думают поднять цены на 10-20%, а не в два раза, как это случилось с водой. По понятным причинам сейчас дотации уменьшаются, но, не увеличив эффективность госкомпании, правительство решило переложить эту дотацию на граждан. Если бы улучшили бы управление, снизили бы расходы, провели бы оптимизацию, тогда можно было бы понять ход мыслей. Сейчас же все остается по-прежнему, но теперь за расходы будут платить граждане. Это нонсенс», – считает аналитик.

Джафарли также добавил, что сейчас государство попытается приватизировать распределение воды. Не сам «Азерсу» приватизировать, а передать частным компаниям распределительную функцию.

«Сам «Азерсу» не будут приватизировать, потому что все водные ресурсы страны, ее инфраструктура, очистительные ее сооружения, водная магистраль и прочее, все это останется за государством. Это сложный процесс его приватизировать, а вот отдать распределителям – будет не сложно, в регионах будет легче это сделать», – сказал он.

Говоря о том, можно ли ожидать повышение цен на сельхозпродукцию, эксперт сказал, что повышение цен на сельхозпродукцию мы увидим уже этой весной, когда местная продукция выйдет на рынок и главная причина тому будет не вода, а повышение цен на дизельное топливо, которое было поднято ранее.

«На домохозяйство в регионах, которые используют питьевую воду для животноводства или же для орошения малых участков, не настолько повлияет, как это было с ценами на дизель», – резюмировал Джафарли.

P.S. Сейчас однозначно можно сказать лишь одно – Азербайджан входит в сложный этап трансформации экономической модели. Сейчас идёт переходный этап, который всегда бывает сложным и мучительным, однако после того, как в стране пойдет определенная либерализация рынка и демонополизация, когда страна встанет на более рыночные основы, то тогда экономика Азербайджана должна будет дать новый рывок. А пока экономика медленно, но верно меняется.

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель