Ситуация на Ближнем Востоке, а именно американо-иранский конфликт сильно обострил положение дел в регионе. Несмотря на то, что после заявлений высшего руководство Ирана и США, где стороны отказались идти на прямой конфликт друг с другом, ситуация остается крайне напряженной.

Комментируя Пресс-клубу «Содружество» текущее положение дел политолог Ильгар Велизаде сказал, что про удар по американской базе шла противоречивая информация: иранцы говорили о том, что погибло 80 человек, в то время как подтверждения этому не было.

“Какой был смысл ударить по американским базам, где никто не пострадал? Иран, возможно, так пытался запугать США и пытался дать знать, что может быть и более жесткий ответ, но, при этом, они были аккуратны, чтобы не спровоцировать американцев. Понятно, что прокси война, которая идет в регионе, продолжится, и иранская сторона постаралась из этого извлечь имиджевые выгоды”, – отмечает аналитик.

Эксперт также считает, что выйти из этой войны не так и просто, но народу нужно показывать, что сопротивление ведется эффективно.

“Иранское общество серьезно накалено, и был запрос на возмездие, и этот же запрос само иранское руководство формирует. Если есть запрос, то должно быть и адекватное решение.  Со своей же стороны американское руководство попытается извлечь дивиденды от этой войны в рамках предвыборной кампании. В частности, Сулеймани тоже является дивидендом. США отправили в регион около 3500 солдат, и иранцы попытаются вывести американских солдат из Ирака”, – сказал эксперт.

Велизаде добавил, что Иран попытается вывести американцев из региона не своими руками, но своими последователями в регионе.

“Решение парламента Ирака вывести американские войска из страны было принято под давлением Ирана. Идти на открытый конфликт с США себе дороже, а провоцировать США на открытый конфликт Иран не будет. С другой стороны, можно ожидать, что атаки на позиции американских военных в Ираке, Сирии, Афганистане усилятся. Причем атаки посредством различных групп, которые поддерживает Иран”, – добавил политолог. 

Велизаде сказал, что катастрофы ожидать не приходится, и регион, так адаптируется к этой войне: “Еще нужно сказать, что театр военных действий сегодня определен – это Афганистан, Сирия и Ирак. То есть прокси война будет продолжаться и дальше”.

Эксперт также отметил, что “это самым негативным образом будет влиять на Азербайджан и на всех соседей Ирана”.

“Это приведёт, прежде всего, к повышению издержек в экономических связях с Ираном. Сегодня все страны, которые имеют торговые отношения с Ираном стоят перед угрозой повышения рисков своего бизнеса. Для Азербайджана это значит, что строительство участка Решт-Астара железнодорожного проекта “Север-Юг” может опять отложиться», – подчеркнул политолог. 

С другой стороны, если будут наноситься удары по самой территории Ирана, то можно ожидать роста числа беженцев в Азербайджан, добавил он. 

В свою очередь политолог Григорий Трофимчук считает, что большая война на Ближнем Востоке может возникнуть только в том случае, если за Иран вступятся крупные союзники, такие как Россия и Китай.

“Но они на это не пойдут, если не считать вербальных заявлений в сторону США, в которых и близко нет тех радикальных терминов, которыми пользуется Тегеран. Сам по себе Иран противостоять американским ударам не сможет. Поэтому воевать там по-крупному особо некому, – отметил эксперт. 

Аналитик считает, что Иран не сможет бесконечно поддерживать своих союзников по региону своими военными подразделениями, так как у него просто нет для этого необходимых ресурсов.

“Поэтому Америке торопиться некуда, время работает на неё, она всегда действовала методом экономии денег и сил. Главная стратегическая опасность для региона, в том числе для Азербайджана, – это переформатированный Америкой Иран.

В этом случае на юг Каспия выйдет сила, которая будет устанавливать здесь свои порядки, не говоря уже о факторе миллионов этнических азербайджанцев, проживающих на севере Ирана, который может стать мощным инструментом для воздействия на регион”, – резюмировал Трофимчук. 

Ниджат Гаджиев

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель