Тема, связанная с колебанием уровня Каспийского моря, для региона не нова. Еще четверть века назад многие СМИ прибрежных государств, и не только они, задавались вопросом, как долго продлится очередное повышение уровня моря. Тогда сотни квадратных километров на низменных участках Азербайджана, России, Казахстана оказались подтопленными в связи со стремительным повышением уровня самого большого озера на планете. Некогда безжизненные соляные пустыни превращались в заливы и лагуны, а бульвары, прибрежные трассы, пляжи на многих участках уходили под воду. Казалось, в ближайшие годы тенденция не сменится и прибрежные страны все чаще озадачивались тем, как уберечься от наступающих вод коварного озера-моря. Ведь к тому времени этот процесс продолжался более полтора десятка лет, а видимых признаков изменения ситуации не наблюдалось. Достаточно отметить, что с 1979 по 1995 год уровень моря поднялся на 2,5 метра.

Впрочем, пока соответствующие структуры ломали голову над тем, что делать если ситуация не изменится, к удивлению для очень многих, довольно скоро этот процесс сменился на обратный. Период «большой воды» на Каспии стал уступать место постепенному падению его уровня.

За более чем двадцатилетний период снижения уровня Каспийского моря его уровень опустился на 1,5 м. По оценкам специалистов азербайджанской Академии наук, в данный момент уровень моря выше уровня океана на 28,05 метров. И пока особых причин для того, чтобы «бить тревогу» они не видят. Похоже, такой подход разделяют и их российские коллеги.

Между тем, с конца прошлого года в средствах массовой информации активно обсуждается версия группы ученых под руководством Матиаса Пранге из Университета Бремена. Она была опубликована статье в журнале Communications Earth & Environment, издаваемом ведущим международным научным изданием Nature. Согласно этой версии, судьба Каспия, возможно, уже предрешена. Ученые, соглашаясь с тем, что в настоящее время море опускается на 6-7 сантиметров в год, предполагают, что к концу века этот процесс ускорится, и тогда некоторые сектора Каспия будут похожи на то, что осталось от Аральского моря.

При этом немецкие ученые обосновывают свою гипотезу тем, что в условиях климатических изменений, наблюдающихся в природе, ожидается резкое снижение количества осадков в Центральной Азии и, как следствие, увеличение испарения с поверхности самого большого озера на планете. К концу XXI века уровень воды в Каспии может упасть на 18 метров, что приведет к резкому сокращению хозяйственной производительности моря и усилению напряженности между пятью прибрежными странами, которые совершенно не готовы к решению этой проблемы или даже практически не осведомлены о ней.

Справедливости ради надо отметить, что подобного рода алармистские гипотезы выдвигались и в прежние годы, однако, в силу слабого развития средств передачи информации, они по большей части локализировались в академической среде и отправлялись в архив, так и не получив «всемирной известности». Сегодня, в условиях стремительного развития информационно-телекоммуникационных технологий, любая подобная гипотеза может без труда «просочится» в мировую паутину и жить там своей собственной жизнью «долго и счастливо», обрастая при этом дополнительной информацией, также претендующей на роль истины.

Надо сказать, что пять лет учебы на географическом факультете университета выработали у меня привычку скептически относиться к таким научно-популярным гипотезам.

Взять хотя бы то, что судя по тем сведениям, которые передают СМИ, немецкие ученые опираются в своих выводах на то, что именно снижение уровня осадков в Центральной Азии и повышение среднегодовой температуры на планете и в регионе кардинальным образом отразится на водном балансе Каспия. Возможно, в этом есть определенная доля справедливости.

Однако! В формировании водного баланса Каспийского моря исключительную роль играют не осадки, выпадающие в регионе, где расположено гигантское озеро, и даже не рост среднегодовой температуры, а самая крупная река Европы – Волга. Именно Волга формирует 78% от всего речного стока в море. А значительная часть бассейна Волги, составляющего 1, 36 млн кв км, формируется как раз в умеренных широтах, с достаточным числом осадков.

Согласно расчетам и наблюдениям, период маловодья на Волге наблюдался в 1960–1970-е годы, примерно тогда же, когда происходило стремительное падение уровня Каспийского моря, когда водный бассейн потерял порядка 500 кубических километров воды. В то же время с 1980 по 1990 годы водный сток Волги увеличился вдвое, что и стало причиной повышения уровня Каспийского моря.

По словам специалистов, если измерить количество воды, которое протекает по Волге, то из года в год оно не меняется уже на протяжении 130 лет, однако хозяйственная деятельность человека и искусственное регулирование водных ресурсов уже привели к тому, что на многих участках реки происходит заиливание русла, изменение береговой линии, обмеление и снижение уровня воды.

Но даже если представить, что тенденция сохранится и уровень воды в реке упадет до критически малых отметок, полного высыхания Волги не предвидится. А раз так, то каким образом район на севере Каспия, куда впадает Волга, может полностью высохнуть? А ведь немецкие ученые предрекают, что к концу XXI века на месте дельты Волги будет громадная солончаковая пустыня.

Еще одно явно преувеличенное сравнение – это сравнение Каспийского и Аральского морей. Дело в том, что Аральское море «питали» только две крупные реки Сырдарья и Амударья. В значительной степени – последняя. После того, как воды Амударьи стали стремительно разбирать на орошение, уровень Арала резко упал.

Что же происходит с Волгой в последние годы? Дело в том, что на фоне роста количества осадков в бассейне, объем стока Волги в последние год-полтора стабилизировался. Известно, что в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» предусмотрен проект по строительству комплекса гидротехнических сооружений (ГТС) для обводнения Волго-Ахтубинской поймы. Он позволит улучшить экологическое состояние дельты Волги. Начало проекта запланировано на 2021 год. Мероприятия позволят наладить систему стабильного обводнения, обеспечить водой жителей Астраханской и Волгоградской областей, создать условия для развития сельского хозяйства и комплексного развития прилегающих территорий на 17 тысяч гектаров. Ведется разработка проектно-сметной документации по строительству комплекса ГТС.

Вместе с тем, следует признать, что на естественный процесс циклического колебания уровня воды, характерный для водоема, серьезное влияние оказывают помимо глобальных климатических изменений также и антропогенный фактор. Следует отметить, что само чередование периодов роста и сокращения объемов воды в Каспийском море в немалой степени объясняется геологическими особенностями.

Все же тот факт, что нынешний период падения уровня воды сопровождается еще и ростом среднегодового уровня температуры как в планетарном, так и в региональном масштабах серьезно корректирует картину водного баланса. Так, рост среднегодовой температуры в регионе, которая, по некоторым наблюдениям, превысила в 1996–2018 годах один градус по Цельсию по сравнению со среднегодовой температурой, зафиксированной в период повышения уровня воды с 1979 по 1995 год, способствовал росту испаряемости.

Сегодня многие задаются вопросом: «можно ли предотвратить снижение уровня воды на Каспии?» На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Вместе с тем очевидно, что в нынешних условиях любые проекты в регионе, а также в бассейне Каспийского моря, которые могли бы повлечь за собой существенный водозабор и отразиться в конечном итоге на уровне воды в озере, должны считаться рискованными, угрожающими интересам всех прикаспийских стран.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что в апреле 2019 года предложение по перекачке воды из Каспийского моря на засушливые северные территории Ирана получило одобрение иранского парламента и пилотный проект по опреснению воды уже запущен. И хотя окончательное решение должно быть принято после завершения всех испытаний, очевидно, что запуск проекта, предусматривающего водозабор объемом 100 млн кубометров воды в год, самым негативным образом повлияет на уровень воды в водоеме, приведет к значительному росту издержек в хозяйственном освоении региона. В частности, ожидающееся еще более резкое снижение уровня воды в Каспийском море вызовет значительный рост объема и затрат на осуществление дноуглубительных работ в портовых зонах и совершенствование городской инфраструктуры в прибрежной зоне (перестройка набережной зоны, продление труб для сточных вод и пр.). Кроме того, значительный урон может быть нанесен флоре и фауне региона.

Очевидно, что существенное снижение уровня Каспия может нанести наибольший экологический урон в первую очередь всем прибрежным странам.

Поэтому, в связи с растущими экологическими рисками возникает необходимость в коллективном, с участием всех стран региона, реагировании на любые проекты, связанные с водозабором из Каспия, а также на ситуацию с обмелением Каспийского моря в целом, с целью принятия превентивных мер по предупреждению кризисных явлений как в экологической, так и в социально-экономической сфере стран прикаспия.

Специфическая экология, или, если хотите, «экологика» Каспийского моря, проистекающая из уникальных природных характеристик этого водоема, требует особого подхода и исключительного внимания. Что же касается апокалиптических теорий о высыхании Каспия, то, несмотря на весь их максимализм, в сложившихся условиях даже они могут оказать определенную услугу. А именно, позволить всем нам не забывать о проблемах самого большого озера на планете.

От Велизаде Ильгар

Политолог