На фоне продолжающегося политического кризиса в Грузии 6-ого марта телекомпания «Пирвели» опубликовала тайные аудиозаписи, на которых слышны голоса сына основателя правящей партии «Грузинская Мечта» Бидзины Иванишвили музыкального исполнителя Беры Иванишвили и нынешнего руководителя Специальной Службы Государственной Охраны Анзора Чубинидзе. Также опубликована запись разговоров Беры Иванишвили и действующего премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили.

По информации телекомпании «Пирвели» аудиозаписи датируются приблизительно 2017-ым годом. На первой аудиозаписи Бера просит Анзора Чубинидзе запугать, унизить и наказать молодых людей, которые оставили оскорбительные комментарии в отношении семьи Иванишвили.

На второй аудиозаписи Бера обсуждает эту же тему с Ираклием Гарибашвили, который одобряет и поддерживает задуманные действия.

Председатель фракции «Грузинская Мечта» Мамука Мдинарадзе заявил, что эти записи сделаны в 2010-ом году, ещё до прихода к власти Бидзины Иванишвили. По его словам, аудиозаписи являются «абсолютной фабрикацией», нарезкой отдельных фраз, смонтированных «методами КГБ».

Стоит отметить, что до октября 2011-го года, когда Иванишвили пришёл в политику, семья Иванишвили, в том числе и Бера, не слишком были знакомы грузинской общественности.

Нынешний премьер Грузии Ираклий Гарибашвили являлся и является приближенным лицом Бидзины Иванишвили. В 2010-ом году он был членом наблюдательного совета банка «Карту», который принадлежит Иванишвили. Кроме того, Гарибашвили были директором звукозаписывающей студии Беры Иванишвили.

Что касается Азнора Чубинидзе, то в 2010 году он служил в департаменте ведомственной охраны МВД Грузии. В 2014-ом году он был назначен Гарибашвили руководителем Специальной Службы Государственной Охраны, коим и является по сей день.

Сам же Гарибашвили покинул пост премьер-министра в 2015-ом оду и в 2017-ом не занимал никакого руководящего поста.

Как и было упомянуто, данные аудиозаписи были опубликованы на фоне напряженной политической обстановке в стране. Неделю назад Грузию посетил президент Европейского совета Шарль Мишель, который выступил посредником на возобновленных переговорах власти и оппозиции, приостановленных в декабре прошлого года. Кризис возник из-за результатов парламентских выборов в октябре 2020-го года. Оппозиция не признает результаты этих выборов, считая их сфальсифицированными, и бойкотирует вхождение в новый Парламент. Новый виток кризиса начался после задержания председателя главной оппозиционной партии страны Единого национального движения Ники Мелия, которого обвиняют в призывах к штурму парламента во время событий 20 июня 2019-го года, а также в нарушении условий домашнего ареста. За день до задержания Ники Мелия в отставку подал премьер-министр Георгий Гахария, сославшись на разногласия по поводу ареста лидера ЕНД.

После случившегося оппозиция заявила, что за столом переговоров больше нет места Ираклию Гарибашвили, так как он является фигурантом одной из этих аудиозаписей. Более того, члены оппозиционных партий считают, что Гарибашвили и вовсе должен уйти в отставку. Член партии «Лело» Анна Нацвлишвили заявила, что случившееся для них является красной линией и что для честного расследования премьер должен уйти в отставку, ведь у него есть все рычаги давления на то, чтобы затормозить процесс раследования.

Лидер «Единой Грузии» Нино Бурджанадзе заявила, что премьера на переговорах должен заменить спикер парламента Арчил Талаквадзе.

Один из лидеров Европейской Грузии Гига Бокерия заявил, что «эти люди (имеется в виду «Грузинская Мечта») – опасны для будущего Грузии».

Народный защитник Нино Ломджария в свою очередь осудила практику скрытых записей и подчеркнула отсутствие надлежащего расследования в этом отношении. По её словам, только «эффективное» расследование может определить, содержат ли записи информацию о предполагаемых преступных действиях.

Итак, какой же эффект могут оказать на общество опубликованные тайные аудиозаписи? Возможно, для некоторых жителей Грузии опубликованные аудиозаписи окажутся шоком, но грузинское общество в целом уже привыкло к того рода «сенсациям». Не впервые публикуются тайные аудио- или видеозаписи. Такого же рода публикациями занимались и приближенные к нынешней власти люди и структуры, целью которых было указать на преступления предыдущих властей. Например, видеозаписи об издевательствах в тюрьмах или же видео, где бывший премьер-министр Грузии Вано Мерабишвили требует того, чтобы ему доставили два трупа. В своё время, в 2012 году, эти записи оказали колоссальный эффект на общество, результатом которого стало поражение ЕНД и Михаила Саакашвили на парламентских выборах. Теперь тот же метод был использован и против «Грузинской Мечты», однако момент с публикациями был подобран неподходящий. У «Мечты» наверняка пошатнётся рейтинг, но это не приведет к каким-либо радикальным изменениям в политической жизни. Если бы эти же аудиозаписи были опубликованы в октябре 2020-го года, вполне возможно, случилось бы то же самое, что и 8 лет назад, только на этот раз проигравшей стороной оказалась бы «Грузинская Мечта». Однако сейчас это не принесёт каких-либо весомых результатов. Да, это ещё сильнее озлобит оппозицию и её электорат. Да, начнётся новая волна митингов, но о возникновении революционной обстановки говорить не приходится. А причина кроется в том, что большая часть населения страны попросту боится и не хочет возвращения прошлой власти. Именно поэтому множество людей готовы простить правящей партии прегрешения и относиться к ней как к меньшему злу, ведь даже опубликованные аудиозаписи, при всей их отвратительности, не сравнятся с тем, что, по мнению большинства, делалось при предыдущей власти. Единственное, что точно можно сказать в связи со случившимся, это то, что практика тайной записи личных разговоров должна быть прекращена раз и навсегда как властью, так и оппозицией.

От Волохов Александр

Корреспондент Пресс-клуба в Грузии