Главным событием 5 марта в международной повестке дня стали соглашения по Сирии между президентами Турции и России.

Сирийский конфликт сильно затянулся и чем дальше он продолжает “кровоточить”, тем больше возникают риски противостояния между глобальными игроками. К сожалению, и Россия, и Турция в силу объективных причин оказались по разные стороны в данном конфликте, но, тем не менее, имеют политическую волю и мудрость не сталкиваться напрямую, а договариваться.

“По итогам наших переговоров мы согласовали совместный документ, положения которого огласят министры иностранных дел. В нем изложены те решения, которые мы вместе с президентом Турецкой Республики господином Эрдоганом выработали в ходе сегодняшних более чем шестичасовых консультаций”, – сказал Путин на пресс-конференции после переговоров с Эрдоганом.

Тесный личный контакт лидеров России и Турции позволяет найти общие подходы к решению международных проблем, отметил российский лидер. “Наш тесный личный контакт позволяет оперативно решать различные вопросы двустороннего сотрудничества и вырабатывать общие подходы к урегулированию ключевых международных проблем”, – сказал Путин.

Среди заявлений Эрдогана важно отметить, что он прямо сказал, что “Турция готова ответить на атаку в любое время на выпад сирийской армии.

Комментируя Пресс-клубу «Содружество» итоги переговоров, политолог Эльхан Шахиноглу сказал, что эти соглашения были очень важны и для Турции, и для России, так как была реальная угроза войны между странами.

“Война не соответствовала интересам двух стран. Наконец, в Москве им удалось достичь перемирия, но я не считаю, что это перемирие будет долгосрочным, и риск войны остается. В основном, все пункты были учтены и в сочинских соглашениях. Но Башар Асад не выполнил эти соглашения”, – сказал он.

По словам политолога, Турцию также обвиняют в том, что она не выполнила свое обязательство по сочинским соглашениям, в которых говорилось о разоружении боевиков.

“Но Турция не смогла это сделать по объективным причинам. Если до войны население Идлиба было один миллион, то сегодня уже там проживают около трех миллионов населения. Это те люди, которые не захотели жить вместе с Асадом и решили жить на этой территории. В том числе, там и все боевики из разных частей Сирии, поэтому сделать это невозможно. Но это не означало, что Асад должен был бомбить Идлиб и убивать турецких солдат. Вчера президент Турции подчеркнул, что если Асад пойдет на какие-то провокации, то турецкая сторона жестко ответит”, – сказал аналитик.

Шахиноглу также добавил, что подобные соглашения о перемирии между Россией и Турцией подписывались несколько раз и через определенное время они нарушались.

“Московские соглашения были очень важны как тайм-аут, но гарантий тому, что эти соглашения будут долгосрочными – никаких нет. Все зависит от Башара Асада. В целом, нужно сказать, что сейчас есть две основные силы, которые разрушают отношения Турции и России – это США и правительство Башара Асада.

Не случайно, что американцы в последнее время начали все чаще посещать Турцию. На словах они поддерживают Турцию, а на деле никакой поддержки не было. Сам Башар Асад тоже заинтересован в том, чтобы отношения Турции и России были испорчены”, – подчеркнул он.

В свою очередь политолог Игорь Панкратенко сказал, что данные соглашения можно считать как временное, тактическое и принципиально не разрешающее противоречия Москвы и Анкары, возникшие вокруг анклава Идлиб.

“По сути – это тайм-аут, временная пауза. На вчерашних переговорах каждая из сторон старалась решить именно свою задачу – и не дать другой стороне решить свою. Отсюда и откровенно скудные итоги встречи двух президентов”, – считает он.

Эксперт также добавил, что принципиально важными во вчерашних договоренностях являются два момента: временное прекращение огня и анонс создания «зоны безопасности» шириной 12 километров, которые с 15 марта российские и турецкие военнослужащие должны патрулировать вместе.

“Однако никакими взаимными механизмами контроля эти договоренности не гарантированы – ну, если не считать двусторонних заверений в дружбе и стремлению к сердечному согласию. Отдельно нужно отметить, что Эрдоган на вчерашней встрече сумел выиграть главное: турки не выводят войска, более того, оставляют за собой право на немедленный ответ на любые провокации со стороны Дамаска. И это, безусловный успех турецкого лидера”, – считает российский эксперт.

Говоря о возможном возобновлении конфликта, аналитик сказал, что договоренности временные, и сейчас Москве придется решать очень важную задачу для того, чтобы избежать как конфликта с Анкарой, так и предотвратить разгром Асада турецкими войсками – нужно договариваться и с Дамаском, и с Тегераном.

“Что является крайне непростой задачей. Главное, что нужно понимать – «идлибская история» еще не закончена. И ее продолжение мы увидим уже в ближайшее время”, – считает он.

P.S.  Безусловно, соглашения Турции и России имеют и положительные результаты для региона Южного Кавказа, в частности для Азербайджан. Война между этими близкими для Баку странами не соответствует интересам страны, так как она ставит официальный Баку в затруднительное положение. Тем не менее, ситуация в Сирии быстро меняется, и было бы лучше, если соглашения между странами были бы более устойчивыми, что снизило бы риск войны в регионе.

Ниджат Гаджиев

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель