Про причины поражения армянской стороны в Карабахском конфликте, об актуальных внутриполитических вопросах Армении, а также о вопросах национальной и региональной безопасности мы побеседовали с бывшим замминистра обороны Армении, бывшим председателем парламентской комиссии по внешним связям Артаком Закаряном.
– Артак Борисович, Вы были первым заместителем министра обороны. Нынешние власти обвиняют прежние власти в поражении в войне. Что стало главной причиной поражения?
– Это совсем неразумно со стороны нынешних властей обвинять прежнюю власть в поражении, тем более что то наследство, которое мы оставили, достаточно было просто сохранить: военные, политические успехи и все базисные элементы, которые были в основе нашей государственности.
Что они сделали? Этот популизм без всяких принципов ведения внутренней и внешней политики, без всяких направлений и определенных целей привел к той трагедии, которую мы сейчас имеем.
Мы неоднократно заявляли, давали коррективы по поводу того, где основные ошибки, которые могут стать почвой и поводом для возобновления боевых действий со стороны Азербайджана. Этим властям удалось в рамках Минской группы ОБСЕ в вопросе урегулирования Карабахского конфликта отодвинуть Армению от роли конструктивного партнера, перевести в плоскость непонятного и неконструктивного партнера, мы потеряли поддержку Минской группы и понимание со стороны стран сопредседателей: России, Франции и США. И это все шаг за шагом привело к тому, что Азербайджан начал боевые действия с открытой поддержкой Турции, а также с прямым и косвенным вмешательством некоторых стран, таких как Пакистан, Израиль, Грузия, были и сирийские боевые группировки.
Эти власти разрушили все возможные и невозможные мечты армянского народа. И невероятно, что они еще ищут каких-то виновников кроме самих себя!
– На Ваш взгляд, есть ли в ближайшем будущем опасность возобновления военных действий?
– К сожалению, да. После осенних боев в Карабахе и после совместного заявления от 9-го ноября те процессы, которые разворачиваются в нашем регионе, влекут за собой некоторые последствия. Сейчас в основном сюникское направление находится под угрозой турецких и азербайджанских политических целей – в том плане, что они рассматривают и уже считают свершившимся фактом то, что Сюник может стать связующим звеном между Турцией и остальным тюркским миром.
Если посмотреть, то за последние 100-150 лет здесь всегда сталкивались интересы региональных стран: России, Турции и Запада. Как армянские власти смогут сопоставлять эти интересы так, чтобы избежать новых столкновений,- это уже мастерство, политический опыт и навыки, которыми не обладают сегодняшние власти.
– В связи с ситуацией в Сюнике обсуждается возможность размещения там второй российской военной базы. На Ваш взгляд есть ли в этом необходимость?
– Думаю, что да. Если даже не военная база, то возможно военное присутствие в этом направлении. Это исходит из духа двухсторонних соглашений. Для этого у нас есть военные силы и средства для объединенных формирований: для совместной противовоздушной обороны и для совместных действий в разных направлениях на территории Южного Кавказа. Тем более что те события, которые произошли вокруг Армении, обязывают углублять это сотрудничество, учитывая новые угрозы в направлении Сюника.
– В.В. Путин на встрече с Н.В. Пашиняном заявил, что открытие транспортных маршрутов даст Армении новые возможности. Насколько реально в ближайшем будущем с точки зрения безопасности на практике осуществлять перевозки по территории Азербайджана?
– Факт, что открытие коммуникаций – это всегда хорошо, является неоспоримым, и это очевидно. Но какая цена открытых коммуникаций – это надо все хорошо взвесить. Хотя бы в обозримом будущем просчитать все возможные новые вызовы от разблокировки коммуникаций между теми странами, которые непосредственно были и остаются как враждующие стороны.
– Одна из самых обсуждаемых тем в Армении сегодня- это встреча Пашиняна с Путиным.
На Ваш взгляд, какие цели преследовал Пашинян? Можно ли это рассматривать в том русле, что он стремился заручиться поддержкой лидера России перед выборами или хотя бы создать такое впечатление у народа?
– Учитывая ту повестку, которая была озвучена, я думаю, что не было необходимости эти вопросы обсуждать при встрече двух глав государств. В этом плане приходится думать о том, что есть некоторые нюансы, очень важные вопросы, которые Пашинян лично хотел обсудить с лидером России без прессы, за закрытыми дверями. Это, естественно, связано и с будущими выборами в Армении.
– Есть ли, на Ваш взгляд, у нынешней власти возможность переизбрания, если выборы не будут фальсифицированы?
– Я думаю, что они обязательно постараются фальсифицировать результаты выборов и сам процесс. Но насколько эти выборы для Пашиняна будут результативны – это еще большой вопрос. Конечно, есть в обществе какие-то слои, которые все еще его поддерживают. Но нужно учитывать тот факт, что предвыборный процесс еще не начался и со стороны оппозиции очень многое еще не сказано. Думаю, что им не светят хорошие результаты. Что будет дальше, если Пашинян не будет у власти, всем понятно. За провал в Карабахе эти люди должны отвечать перед судом и перед народом. Естественно, самыми первыми.
– Как Вы относитесь к изменениям в Избирательном кодексе, связанным с переходом к пропроциональной избирательной системе?
– Спешка, в которой произвели эти изменения в законе, не соблюдая никакие нормы, не учитывая позиции и мнения международных организаций, политических партий, оставляет впечатление сговора между парламентскими партиями.
– Как Вы относитесь к движению «Сильная Армения с Россией. За новый Союз», которое выступает за более глубокую интеграцию с Россией, вплоть до вступления в состав Союзного государства?
– Думаю, что это идея в какой-то момент может стать локомотивом для нового развития отношений между Россией и Арменией, но механизмы и структура должны быть тщательно изучены. Реализация такой идеи – это трудоемкий процесс, надо все это так разработать, чтобы идея была полезной для всех сторон, которые могут быть в союзничестве.