В юго-восточной части Армении, в Сюнике, 12 мая резко обострилась ситуация, куда с целью «демаркации границ» были введены азербайджанские военные и продвинулись вглубь территории на 3км.

И.о. премьер-министра Никол Пашинян назвал взрывоопасной ситуацию вокруг озера Севлич (Черное озеро) и его окрестностей в Сюникской области. Об этом он заявил на заседании Совета Безопасности в четверг 13 мая.

По его словам, причиной такой ситуации стало то, что «ВС Азербайджана пересекли государственную границу Армении и осуществили действия по установлению контроля над всем Черным озером».

По итогам решения Совета Безопасности от 13 мая армянская сторона решила обратиться в ОДКБ. По сути обращение к ОДКБ – это в первую очередь обращение к России в рамках организации, так как Россия является гарантом безопасности Республики Армения, и в ее интересах мирно решать любые вопросы, которые возникают и будут возникать между Азербайджаном и Арменией.  

В этот же день состоялся разговор между и.о. Николом Пашиняном и президентом России Владимиром Путиным, а днем позже Пашинян направил письмо Владимиру Путину с просьбой оказать военную помощь.

Состоялся и телефонный разговор с Эммануэлем Макроном. Президент Франции на своей странице в Facebook опубликовал пост на армянском языке, в котором потребовал от Азербайджана прекратить вторжение.

По словам азербайджанской стороны, пограничники выдвинулись вместе с картами устанавливать линию границы, с тем чтобы размещать посты наблюдения и обустраивать границу, и называть это «вторжением» или «агрессией» абсурдно.  

По итогу восьмидневных переговоров между Арменией и Азербайджаном при посредничестве России ситуация была нормализована.

На данный момент стороны все еще ведут переговоры, однако уже есть рабочий план документа, текст которого пока не публикуется.

По словам Пашиняна, с международными партнерами были достигнуты договоренности, и осталось лишь согласие Азербайджана.  

«Если Азербайджан реализует наши договоренности и выполнит условия, о которых мы говорили, то да, я подпишу документ», – заявил Пашинян.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия готова оказать консультационные услуги обеим сторонам в демаркации границ и выступает с инициативой создания армяно-азербайджанской комиссии.

«Никто никогда этим не занимался, и мы предложили сторонам, чтобы они приступили к такой работе, мы готовы оказывать им в этом содействие, предоставляя и картографический материал, и консультационные услуги», – добавил российский министр. 

По мнению Станислава Притчина, старшего научного сотрудника Российского Института мировой экономики и международных отношений, инициатива со стороны России может помочь сторонам найти общий язык в этом вопросе.

«Та инициатива, которая была предложена Россией, это очень здравый механизм, который может позволить продвинуться в процессе разрешения этого вопроса, потому что все равно ее рано или поздно нужно будет делимитировать. К сожалению, сейчас мы не видим, что есть контакты между Арменией и Азербайджаном, для конструктивного решения этой проблемы поэтому необходима внешняя сторона, и Россия готова помочь. Будем надеяться, что контактные группы будут созданы, потому что без них пока не получается определить границу, которая позволила бы учесть интересы всех сторон и поставить точку в этом вопросе», – заявил эксперт Пресс-клубу «Джейран медиа».

За все время с начала данного инцидента не было произведено ни одного выстрела, ни одной попытки перевести инцидент в плоскость вооруженного противостояния. Были лишь попытки урегулировать эту ситуацию мирно, с помощью переговоров. Тогда почему этому инциденту было уделено столько внимания и почему он вызвал такой шквал негодований и противоречий?

Во-первых, причина кроется в том, что в Армении предстоят парламентские выборы. Никол Пашинян и оппозиция использует любые события, для того чтобы набрать очки и в то же время насолить «противнику».

В договоре о коллективной безопасности ОДКБ от 15 мая 1992 года говорится, что вооруженное нападение и угроза территориальной целостности и суверенитета стран-участниц рассматривается как агрессия по отношению ко всем государствам- участникам договора. В случае такой агрессии страны-участницы ОДКБ незамедлительно предоставят необходимую помощь, включая военную.

Однако факта вооруженной агрессии в данном случае зафиксировано не было, и попытка Пашиняна вовлечь в этот вопрос ОДКБ является еще одним подтверждением политизации вопроса.

Сюда же стоит добавить и то, что в силу результатов второй карабахской войны армянская сторона очень чувствительно реагирует на любые события, происходящие в регионе, пытаясь привлечь внешних игроков даже там, где это не нужно, что приводит к деструктивной риторике тех же Франции и США.

«В Армении это все еще обуславливается тем, что предстоит парламентская кампания, и каждая политическая сила старается использовать этот конфликт в своих интересах. Пашинян пытается каким-то образом привлечь внешних партнеров, чтобы заручится внешней поддержкой и показать, что он защищает интересы Армении. У оппозиции обратная ситуация: она пытается показать, что Пашинян не справляется даже с таким моментом – защиты интересов Армении. В армянском обществе еще есть фрагментация в политическом сегменте и серьезные внутренние споры», – отметил эксперт.  

Во-вторых, очевидным является тот факт, что безопасность Армении все еще находится в критическом состоянии. Имеют место попытки заполнить эту брешь с помощью российских военных, но после завершения карабахской войны приграничные территории, такие как Вайоцдзорская и Сюникская области, по сути являются незащищёнными.  До сих пор не были предприняты какие-то действенные шаги для восстановления боеспособности армянских вооружённых сил и приграничных к Азербайджану территорий.

В-третьих, азербайджанская сторона говорит о том, что происходит некий процесс демаркации границ, и что ни о какой агрессии с их стороны речи идти не может. Однако тот факт, что Азербайджан намерен открыть Зангезурский коридор, к чему Алиев и высокопоставленные лица Азербайджана призывают уже не первый месяц вопреки желанию Армении, и то, что параллельно этому инциденту начались военные учения Азербайджана, показывает, что может прямой агрессии и нет, но есть попытки «надавить» или «заставить» Армению действовать желаемым Азербайджану образом.

В-четвертых, самая важная проблема, которая привела и будет дальше приводить к подобным инцидентам, заключается в отсутствии демаркированных границ как таковых. Многие конфликты на постсоветском пространстве до сих пор происходят из-за отсутствия демаркации официальной границы или из-за спорных территорий, а решение этого вопроса занимает несколько, а то и десятки лет. Такие проблемы наблюдаются не только между Азербайджаном и Арменией, но и между рядом других стран, в том числе Азербайджаном и Грузией, Грузией и Арменией. То же наблюдается в отношениях между Киргизией и Таджикистаном, где почти половина линии границы не демаркирована.

«Рано или поздно это могло произойти, потому что один из ключевых вопросов, который не разрешен и который никак не продвигается, это вопрос делимитации и демаркации границ. С одной стороны, он прописан в заявление о перемирии от 9-10 ноября, где говорится об открытии границ, однако в нем не говорится о том, какие границы конкретно открываются. Если рассматривать этот вопрос в рамках статус-кво, который существовал до 27 сентября, те границы армяно-азербайджанские, вокруг которых сейчас и происходят основные споры, были внутренней де-факто границей Армении. Никого не волновало, где она проходит, нужна ли ее делимитация и т.д. Серьезным образом ситуация поменялась к концу прошлого года, когда были имплементированы ключевые моменты заявления о перемирии, в частности о возвращении Лачинского района. Это сразу же поставило вопрос о том, а где собственно будет проходить граница, и каким образом она будет защищаться», – отметил эксперт.

И после завершения второй карабахской войны вопрос демаркации границ является одним из важнейших, поскольку на протяжении последних 30 лет границ как таковых не было. Ввиду того, что позиции армянской стороны и Азербайджана не сходятся относительно того, как должны быть проложены эти границы, то делимитация границ должна проходить по итогу работы совместной трехсторонней группы и на основание тех карт, которые будут легитимными для обеих сторон, а это, в первую очередь, карты Генерального Штаба СССР.

«Понятно, что стороны согласовали военную карту от министерства обороны СССР 1975 года, но она требует обозначения на географической территории, не на бумаге, а в реальности, чего не было проведено в соответствующее время», – отметил Притчин.

По мнению эксперта, причина этого инцидента заключается и в том, что у Армении и Азербайджана не было двустороннего контакта. «У Армении и Азербайджана на протяжении 30 лет, было только 2 формата взаимодействия. Это было взаимодействие в рамках конфликта: дипломатические контакты в рамках Минской группы ОБСЕ и в рамках трехстороннего формата с Россией на высшем и высоком уровне.

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель