День в Азербайджане, можно сказать, удался на славу в плане информативности и происходящих событий. Но одна новость выделяется из всех остальных, и над ней стоит задуматься. Что же произошло? 

Речь идет о письме председателя Управления Мусульман Кавказа, генерального секретаря Бакинского международного центра межрелигиозного и межцивилизационного сотрудничества шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде президенту США Дональду Трампу с просьбой приостановить санкции против Ирана.

«В период борьбы с бушующей в мире коронавирусной инфекцией важное значение имеют солидарность, идеалы гуманизма. Азербайджан серьезно и успешно борется с коронавирусом и в то же время уделяет большое внимание оказанию гуманитарной и любой другой необходимой помощи зарубежным странам. Просим Вас принять решение о приостановлении санкций против иранского народа во имя гуманизма и человеческой солидарности, снятия моратория в период пандемии, освобождении иранского народа от изоляции и кризиса. Такое решение будет соответствовать всем светским и духовными законам, будет считаться богоугодным поступком», – говорится в отрывке письма.

Что послужило тому, что глава управления мусульман Кавказа написал письмо президенту США с такой просьбой?

Несколькими днями ранее, американская комиссия по свободе вероисповедания (USCIRF) в своем 21-ом ежегодном отчете рекомендовала президенту США включить 15 стран, включая Азербайджан, где происходят “систематические” и “вопиющие” нарушения свободы вероисповедания, в Специальный контрольный список.

В список вошли также такие страны как Куба, Никарагуа, Афганистан, Алжир, Бахрейн, Центральноафриканская Республика, Египет, Индонезия, Ирак, Казахстан, Малайзия и Турция.

Как передает Turan.az, комиссия ежегодно включает Азербайджан в список стран «Уровень 2» за нарушения свободы вероисповедания с 2013 года.

«Правительственные чиновники продолжали регулировать и ограничивать религиозные обряды посредством Закона о свободе вероисповедания 2009 года и связанных с ним статей административного и уголовного кодексов», – говорится в отчете USCIRF.

Комиссия рекомендует Вашингтону сотрудничать с Баку, чтобы пересмотреть закон о религии 2009 года и привести его в соответствие с международными стандартами в области прав человека и рекомендациями Венецианской комиссии 2012 года, Совета Европы и ОБСЕ.

В докладе также рекомендуется, чтобы Конгресс США провел публичные слушания о состоянии свободы вероисповедания в Азербайджане и нарушениях прав человека в целом, а также призвал к освобождению всех узников совести в стране.

И тут, в ответ на данный отчет, из главного религиозного ведомства страны президенту США пришло письмо с просьбой о снятий санкции в отношении Ирана. Об отношениях Дональда Трампа с Ираном и его политическим руководством долго рассказывать не приходится. Ни для кого не секрет, что Иран – это олицетворение всего мирового зла для Трампа и его администрации. Если коротко, то уж кого-кого, а Иран он намерен дожать до конца, вплоть до войны. 

В то же время отношения Азербайджана с трамповской Америкой можно считать прекрасными, если сравнивать то, что было в период президентства Барака Обамы. Как так получилось – тема отдельной статьи. Тем не менее, никаких эксцессов в отношениях не наблюдалось, и более того, были сделаны большие реверансы в сторону Азербайджана.

Другой вопрос, что, возможно, Трамп смотрел на Азербайджан как на перспективный плацдарм в антииранском направлении и поэтому не хотел портить отношения. Руководство Азербайджана не раз открыто заявляло о том, что Азербайджан никогда не будет плацдармом ни для одной страны либо военного блока против соседних стран. В этом вопросе позиция Азербайджана более чем ясна: прозрачная и твердая. Это принципиальная позиция государства, которая и привела страну войти в состав организации движения неприсоединения.

Другой вопрос – это геополитическая реальность страны, которая находится между Россией, Ираном и Турцией. Отношения со всеми этими странами переживали разные периоды, но до откровенно вражеских дело не доходило, все всегда умели находить общие точки соприкосновения.

Особенно это касается того же самого Ирана. С одной стороны, несмотря на все международное давление на Тегеран и его изоляцию от мирового сообщества, Азербайджан не прекращал торговать и дружить с этим государством, но при этом очень осторожно, так, чтобы не навредить собственному имиджу и интересам. С другой – у Баку и Тегерана всегда были свои спорные региональные и межгосударственные вопросы. 

Что до самого письма главы мусульман Кавказа Дональду Трампу с просьбой о снятий санкций с Исламской Республики, то оно имеет под собой большую политическую нагрузку, это не просьба о помощи в борьбе с коронавирусом «малоимущим мусульманским странам». 

Это своеобразный ответ США от религиозного деятеля Азербайджана о верховенстве международного права.

Он напомнил «вашингтонским партнерам», что нельзя быть с Ираном таким жестким в условиях коронавируса, падения цен на нефть и стагнации экономики. Это тоже своего рода «систематическое нарушение» прав иранцев получить доступ к медикаментам. Это нарушение права целого восьмидесятимиллионного народа. Этим письмом шейх (читай Азербайджан) тонко намекнул на грубые нарушения международного права самими американцами. Этакий политический троллинг в ответ на аналогичные обвинения США и напоминание им о своих действиях: “Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива”.

Ниджат Гаджиев

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель