Рынок природного газа в мире начинает постепенно деформироваться, а цены на него начинают обретать новую формацию. Все это происходит под давлением сжиженного газа (или СПГ), который в последнее время все больше и больше начинает обретать популярность среди потребителей газового рынка.

Как сообщают разные СМИ,  Германия, являющаяся самым крупным клиентом «Газпрома», в марте сократила закупки на 45 процентов — до 2,67 миллиарда кубометров. В итоге российская компания, имеющая монополию на импорт трубопроводного газа, впервые в истории получила убыток за первый квартал.

Синхронно этим сообщениям вышла информация о том, что по итогам марта поставки российского газа в Турцию упали в семь раз, по сравнению с тем же периодом прошлого года — с 1,418 миллиарда кубометров до 210 миллионов кубометров, сообщает Интерфакс со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы (ФТС).

Если же сравнивать статистику с 2018 годом, то поставки упали в 14 раз, и таким образом, Турция, ранее занимавшая второе место среди крупнейших клиентов «Газпрома», находится во втором десятке с объемом закупок меньше, чем у Литвы.

Российский газ оказался не нужен Турции из-за резкого увеличения поставок сжиженного природного газа (СПГ). Еще в декабре государственная газовая компания Botas купила 30 партий СПГ с поставками до марта, а ранее — 70 с поставками в 2020-2023 годах. В общей сложности турецкие компании в 2019 году импортировали 9,1 миллиона тонн СПГ, в основном поставки идут из Алжира, Катара, Нигерии и США. Поставки из России за тот же период упали на 35 процентов. Резко подешевевший сжиженный газ оказался в состоянии выдерживать конкуренцию с поставками по трубопроводу и даже выигрывать ее.

Для Азербайджана эти новости также являются не радостными. Так, Азербайджан со своей стороны тоже собирается поставлять природный газ по Южному газовому коридору со следующего года.

Комментируя Пресс-клубу «Содружество» ситуацию на газовом рынке, экономист Натиг Джафарли сказал, что Европа давно хочет уменьшить влияние доминирования российского газа, и долгое время ему не было альтернатив.

«Когда СПГ не был так сильно распространен, цены на газ были прикреплены к ценам на нефть, и долгосрочные контракты с условиями на полгода на год учитывали цены на нефть, а потому гибкость ценовой политики была не очень высокой. Сейчас также есть спотовый рынок газа, и цены на газ сильно упали. На Роттердамской бирже, которая торгует спотовым газом, цена опустилась до 43 долларов за 1000 кубометров. В то время как Россия хочет продавать свой газ на долгосрочной основе по фиксированной цене, и средняя цена для Европы 240 долларов», – сказал эксперт.

По его словам, сейчас цены на газ стали достаточно гибкими благодаря именно сжиженному газу (СПГ), и сейчас СПГ постепенно вытесняет традиционный газ  с рынка.

«Азербайджану нужно было проводить консалтинг, когда он соглашался на большие газовые проекты. Не думаю, что будет много проблем, так как объем азербайджанского газа не такой большой, как у России. Азербайджан, начиная со следующего года, в лучшем случае сможет продать 10 миллиардов кубометров газа, в то время как Россия продает 150 миллиардов. Мы в таких условиях потеряем в цене», – сказал аналитик.

По мнению Джафарли, когда Азербайджан начинал строить данный проект, он задумывался под цены на газ 350-400 долларов.

«Но такие суммы газовый рынок больше не увидит, и также все расчеты, кредиты, капиталовложения, которые Азербайджан потратил на Южный газовый коридор, а это примерно около 25 миллиардов долларов. Возврат этих денег ожидался в течение 10-15 лет, но при нынешних условиях, это может затянуться на 30-40 лет. Но что будет с миром через 30 лет, и нужен ли будет тогда вообще газ, еще большой вопрос», – подчеркнул аналитик.

Экономист также добавил, что технологии стремительно меняются и возобновляемая энергетика будет все популярнее.

«Природный газ будет еще долгое время держать свою цену и надежность, но с годами значение природных ресурсов будет падать. Те надежды, которые возлагал Азербайджан на газовые проекты, к сожалению, не будут оправданы. Те деньги, которые наша страна будет получать от газа, будут идти на погашения кредитов»,-  резюмировал эксперт.

С другой стороны, профессор СПбГУ Станислав Ткаченко считает, что в ближайшие 1-2 года рентабельность проекта Южный Газовый коридор останется минимальной и возможно даже отрицательной из-за спада в мировой экономике и снижения цены главного «энергоносителя» – нефти.

«Но восстановление экономики Турции и государств Южной Европы вместе с безудержной эмиссией денег в США и ЕС, обязательно толкнут цены на азербайджанский природный газ вверх. Так что в среднесрочной перспективе (5-10 лет) это вполне привлекательный проект, который позволит инвесторам вернуть с прибылью свои вложения. Относительно более долгой перспективы пока можно только гадать, убедительных данных для разработки надежных прогнозов у нас нес», – резюмировал он.

Ниджат Гаджиев

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель