Свой главный национальный праздник Грузия отметила весьма скромно. Оно и понятно – ведь в условиях пандемии не очень-то и разгуляешься! О том, что нынешние торжества пройдут без привычных концертов, парадов, народных гуляний и прочих мероприятий еще накануне заявил пресс-спикер правительства страны И. Чиковани:
“26 мая – самая важная дата в истории нашей страны и для каждого гражданина Грузии. Как известно, в последние годы 26 мая стало масштабным общественным праздником, в котором принимало участие тысячи наших граждан. В этом году из-за мировой пандемии мы должны отметить эту важную дату в другом формате»,- отметил госчиновник. По информации администрации правительства Грузии, премьер-министр Г. Гахария отметил 26 мая на базе 4-й механизированной бригады в Вазиани, вместе с военнослужащими. И другие руководители государства предпочли поздравить сограждан с праздником из военных подразделений. К примеру, президент С. Зурабишвили на фоне военных сделала основной упор на успехах страны в борьбе в коронавирусом.
Конечно, есть чем похвалиться (выходим из т.н. «первой волны» с наименьшими в регионе потерями), сняты большинство ограничений, и полным ходом идет подготовка к туристическому сезону. Но в день национального праздника хотелось бы поговорить о самом празднике и тех обстоятельствах, которые исторически сложились почти сто лет тому назад.
Итак, 1918 год, 26 мая, Тифлис (по тогдашней транскрипции). Национальный совет Грузии, состоящий из ряда политических партий, объявляет о независимости страны и образовании Демократической республики Грузия. Кто же верховодил в этом совете? Фракция меньшевиков РСДРП. Руководил этим Национальным советом небезызвестный деятель Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) Николоз Чхеидзе, более известный у нас как Карло. C 1912 года — он был депутатом 4-й Государственной Думы, глава фракции меньшевиков. После начала Первой мировой войны меньшевистская фракция во главе с Чхеидзе вместе с большевиками 26 июля 1914 года проголосовала против военных кредитов. После февральской революции 1917 года Чхеидзе вошёл в состав Временного исполкома Петроградского Совета рабочих депутатов, и даже был избран его председателем.
А кто же стал первым председателем правительства независимой Грузии? Уроженец моей родной Гурии, видный деятель Российской социал-демократической рабочей партии, членом ЦК которой он стал в 1907 году, Ноэ Жордания (партийная кличка Костров). Это он и возглавляемое им меньшевистское правительство заключило договор с генералом Деникиным в 1919 году о совместной борьбе с бывшими московскими единомышленниками. Правда это не помогло и через два года, после ввода частей Красной армии в Тбилиси, забрав с собой все национальное богатство страны, бежал сначала в Батуми, а отсюда на французском пароходе отбыл во Францию, где и похоронен. Кстати, большая часть нашего национального богатства была спасена благодаря самоотверженной борьбе Эквтиме Такаишвили и по просьбе И. Сталина была возвращена генералом Де Голлем в Грузию.
Такие факты из нашего общего прошлого в сегодняшней нашей независимой и суверенной стране не очень-то принято вспоминать. Из учебников в угоду политической конъюнктуре исчезли целые главы нашего прошлого. Поэтому и не удивительно, что каждая новая власть, включая и нынешнюю, уверяет народ, который они усердно хотят превратить в население, что до их прихода к власти у нас ничего и не было. Более всех в этом превзошел наш бывший президент (теперь гражданин незалежной Украины), заявивший, что до него Грузия была вообще каким-то недоразумением. Зато при нем мы расцвели пышным цветом, достигнув апогея в мае 2011 года, когда вышедшие на акцию, посвященную Дню независимости тогдашние оппозиционеры были безжалостно разогнаны силовиками под руководством Д. Ахалая (несколько десятков получили тяжелые травмы, были и жертвы).
Этот краткий экскурс в наше прошлое еще раз показывает, что, как говорит Екклесиаст, «нет ничего нового под солнцем». Как и тогда, сто лет назад, и теперь идет борьба между силами, представляющими собой две стороны одной медали. Особенно это наглядно видно в нашей маленькой по масштабам стране, где прежние и нынешние власти в идеологическом и мировоззренческом плане мало чем отличаются друг от друга. Нынешних «националов» и «мечтателей» вполне можно сравнить с тогдашними большевиками и меньшевиками.
А наша древняя Грузия пережила на протяжении многих веков и не таких временщиков. И, даст Бог, еще не раз широко и всенародно отпразднует свой главный национальный праздник.
Валерий Чхартишвили