19 июля в г. Батуми состоялась 17-ая по счёту Батумская международная конференция, организованная министерством иностранных дел Грузии. Уже само наименование мероприятия «Устойчивая сила притяжения – когда ЕС имеет значение» задаёт ключевую повестку — Восточное партнёрство и, в перспективе, евроинтеграция.

Гостями черноморского курортного города стали лидеры ещё двух государств – участников ВП — Украины и Республики Молдова. Гвоздем программы же стал президент Европейского совета Шарль Мишель.

В ходе конференции глава грузинского кабмина, премьер-министр Ираклий Гарибашвили сделал акцент на евро-атлантических устремлениях Грузии, а также на необходимости сотрудничества с целью обеспечения безопасности и стабильности в регионе. Гарибашвили заявил, что Черноморский регион представляет собой геополитическую ценность и обеспечив безопасность здесь, станет возможным обеспечить её в любой точке мира. Кроме этого, премьер-министр Грузии убеждён, что именно Российская Федерация представляет собой элемент дестабилизации в регионе, поэтому, что вовсе неудивительно, призывает партнёров к сотрудничеству, дабы превратить «конфликтный регион» в «регион возможностей».

Большую часть своего выступления глава грузинского кабмина был вынужден оправдываться перед союзниками, особенно перед председателем Европейского Совета. Риторика премьер-министра сильно отличалась от его заявлений после событий 5 июля. Ираклий Гарибашвили, обращаясь к европейским коллегам, был вынужден сделать посыл, что он – свой человек, а произошедшее почти двумя неделями ранее недоразумение, правительство разрешит и даст ответы на все вопросы.

«Европейский союз и США были примерными партнёрами по вопросам нашей безопасности, нашей экономики и укрепления нашей демократии. Мы – молодая демократия, но мы слушаем, учимся и развиваемся, при этом стараемся в большей степени интегрироваться в европейские и евро-атлантические структуры», — заявил глава правительства Грузии в ходе своего выступления.

Другой интересный момент — это явный акцент на роли правящей партии. В своей речи Гарибашвили даёт чётко понять, что именно «Грузинская мечта» озвучила амбициозное обещание о подаче заявления на членство в Европейском союзе в 2024 году. Также затрагивая вопрос сближения Грузии и ЕС, он подчеркнул, что «реализация соглашения об Ассоциации всё ещё остаётся ключевой темой в повестке его правительства».

Что помешало премьер-министру в данном контексте говорить от имени государства, а не от имени партии? Предположительно, дела обстоят так, что после известных июльских событий «Грузинская мечта» всё-таки вынуждена восстанавливать свой имидж в глазах европейских партнёров. Следовательно, один из партийных лидеров и по совместительству глава государства доказывает лояльность Европейскому союзу, повторяя, что он и его команда не собираются менять внешнеполитический курс. Подтверждение этому – акценты, сделанные на важности сотрудничества с ЕС и США, а также благодарность партнёрам за поддержку в сфере безопасности, в укреплении и развитии экономики, демократии, в проведении реформ и т.д.. В целом речь Гарибашвили сводилась к необратимости европейского выбора Грузии и лояльности его партии по отношению к западным партнёрам и общим ценностям либеральной демократии.

Аналогичную позицию озвучила и президент Грузии госпожа Саломе Зурабишвили. «Это — обязанность взятая Грузией, — европейское будущее [Грузии] неизбежно и неотделимо от наших истории и ценностей. Это отражено во всех наших конституционных положениях со дня независимости, это было заявлено как выбор нашего народа. Это тот вопрос, по которому недопустимы поляризация или дебаты между политическими партиями, это консенсус и мы никогда не оспариваем его. Несмотря на вызовы и оккупацию, наше устремление никогда не вставало под знак вопроса», — заявила Зурабишвили.

Председатель Совета Европы Шарль Мишель также выступил на Батумской международной конференции. Его речь ограничилась дежурными заверениями о поддержке стран-участников программы Восточного партнёрства, в том числе финансовой. Шарль Мишель обозначил три приоритета на будущее во взаимоотношениях ЕС и стран-участниц ВП. Первый приоритет подразумевает крупный инвестиционный пакет с конкретными важными инициативами для каждой отдельно взятой страны партнёрства. В рамках выделяемого пакета рассматриваются экономический и инвестиционный планы объёмом в 2.3 миллиарда евро с перспективой увеличения до 17 миллиардов евро в виде государственных и частных инвестиций для региона. Второй пункт включает в себя коммуникацию в широком смысле этого слова. В рамках данного направления к 2030 году Европейский союз планирует вложиться в строительство и ремонт дорог и железнодорожных путей протяженностью в несколько тысяч километров. Третий приоритет для Брюсселя — реформы. Как отметил Шарль Мишель, «хорошее управление – ключ к благу, которое может принести либеральная демократия».

Председатель Совета Европы также заявил, что правительство должно проводить реформы не в угоду Брюсселю, а исходя из интересов своих граждан. Тем не менее, это не помешало европейскому политику напомнить странам Восточного партнёрства о том, что Европейский союз всё-таки обращает внимание на соблюдение определённых правил игры и ожидает, что заинтересованные в интеграции стороны их осознают и примут.

В завершение Батумской международной конференции Грузия, Украина и Республика Молдова в присутствии президента Шарля Мишеля подписали Декларацию Батумского саммита или же Декларацию об интеграции в ЕС. Посредством подписания данного документа стороны ещё раз заявили о своём намерении вступить в Европейский союз. «Присоединение к Европейскому союзу является целью, которая объединяет наши три государства. У европейской интеграции нет альтернативы для наших стран, и ни одна третья сторона не может повлиять на этот суверенный выбор», — говорится в декларации.

В предверии саммита, или Южно-Кавказское турне европейских дипломатов

С 25 по 26 июня проходил визит европейских дипломатов в республики Южного Кавказа. В ходе пресс-конференции в Тбилиси министры иностранных дел стран-членов Европейского союза (Австрии, Литвы и Румынии) подвели итоги своего Южно-Кавказского турне.

Особый фокус был сделан на роли Европейского союза в рамках программы «Восточного партнёрства», участниками которой являются три южно-кавказские страны. 

Европейский союз явно озабочен накопившимися вопросами, и спустя время вновь чётко прослеживаются линии активизации европейской внешнеполитической повестки в регионе.

Очевидно, что Европейский союз планирует имплементировать формат, недавно официально сформированный Черноморскими странами – Республикой Молдова, Украиной и Грузией. Данный формат предполагает более тесное сотрудничество с Европейским союзом в рамках программы «Восточного партнёрства» и функционирует по формуле взаимодействия «3+1». Соглашение о создании «Ассоциированного трио» было подписано в Киеве министрами иностранных дел Республики Молдова, Украины и Грузии 17 мая 2021 года. Можно считать, что также визит президента Грузии Саломе Зурабишвили в Украину в предверии южнокавказского турне европейских дипломатов связан с укреплением доверительных отношений с Киевом, поскольку ранее между Тбилиси и Киевом были разногласия, повлекшие за собой отзыв грузинского посла. 

Предположительно, именно активизация европейской дипломатии по восточному направлению позволила Тбилиси и Киеву разрешить разногласия и сфокусироваться на создании союза в рамках «Восточного партнёрства». Можно рассчитывать, что сейчас европейские политики рассматривают аналогичный рецепт для Азербайджана, Армении и Грузии, дабы создать площадку на Южном Кавказе, при этом исключив из диалога те самые региональные державы.

Как отмечали представители европейской делегации, в регионе существует дефицит доверия, и здесь возникает возможность для лидерства Грузии, поскольку та позитивно проявила себя в вопросе освобождения пленных и передачи минных карт. Европейские дипломаты высоко оценили вклад Тбилиси и выразили надежду, что Грузия и впредь сможет исполнять роль фасилитатора между Азербайджаном и Арменией. Учитывая явный прогресс республики за годы ассоциации и аспирации в ЕС, возложение больших надежд представляется понятным. В то же время дело не столько в Грузии, а в имидже Европейского союза.

В самой Грузии около полугода продолжался бойкот парламента и правящая партия с оппозицией долгое время не могли прийти к консенсусу, что повлекло за собой «вмешательство» со стороны ЕС. В итоге было заключено соглашение Шарля Мишеля, однако, даже когда политические партии вошли в парламент, разночтение соглашения сторонами-подписантами вновь вынуждает европейских партнёров «заставлять коллег работать под диктовку из Брюсселя». В ходе пресс-конференции было чётко обозначено, что «соглашения, где ЕС принимал участие, должны быть уважаемы и всецело исполнены».

Экспертный взгляд

«Визит европейских коллег для Грузии является обыденностью. В этом нет ничего странного. Более того, многие такие визиты очень похожи друг на друга и зачастую заканчиваются номинальными заявлениями, которые сталкиваются с горькой реальностью – ЕС не готов принимать новых членов в свои ряды», – прокомментировал «Джейран медиа» визиты европейских дипломатов в Грузию ученый-исследователь, лектор Тбилисского государственного университета Арчил Сихарулидзе.

«Это означает, что Тбилиси придется ждать еще годы, чтобы получить желаемое членство. Кроме того, такой длинный путь может нанести удар по «доктринальным» убеждениям грузинских т.н. либеральных элит, которые ждут какого-то апофеоза своих трудов, доказательства того, что европейский путь – единственно правильный. Именно из-за этого коллеги из ЕС и посещают так часто Тбилиси. 

Что же касается в общем Южного Кавказа, то говорить о роли ЕС можно только в номинальном контексте. Этот регион находится под полным контролем России и Турции. О какой роли Брюсселя можно говорить в данном случае – непонятно. 

Чтобы быть геополитической силой недостаточно просто показывать хорошую жизнь в Берлине и в Париже, надо иметь определенные военно-финансовые и логистические ресурсы, которые ЕС не хочет выделять. И наконец, если встанет вопрос столкновения интересов Кремля и Брюсселя, последний не станет ввязываться в возможный конфликт из-за региона, который хочет нормальной жизни, в нормальной обстановке, но это отнюдь не значит, что люди готовы жить по западным правилам и директивам. У ЕС тоже есть рамки и границы расширения», – отметил эксперт.

От Скворцова Нино

Политический обозреватель