5 января 1819 года родился российский военачальник Исмаил-Хан Нахичеванский.
Персонаж и прототип
Сегодня его часто называют «забытым» или «оболганным» героем. С первым утверждением согласиться можно, ведь многие знают историю отрывочно, по школьным учебникам, в которых об Исмаил-Хане упоминаний нет. Прилагательное «оболганный» также видится справедливым, если вспомнить, какими качествами наделили нашего героя писатель Валентин Пикуль в романе «Баязет» и сценарист Эдуард Володарский в одноимённом телесериале, снятом по мотивам этого произведения.
Но обоих авторов уже нет в живых, и, так как «мертвые сраму не имут», вернёмся к настоящей личности Исмаил-Хана.
Отец его, Эсхан-Хан, был владетелем Нахичевани, и когда в 1828 году, после русско-персидской войны это ханство отошло к России, он присягнул на верность Российскому престолу.
Окончив дворянскую гимназию, Исмаил-Хан поступил на службу в особое иррегулярное формирование – Кенгерлинскую конницу, и первую свою награду – медаль ордена св. Владимира на ленте – он получил, состоя в конвое при особе императора Николая I во время его приезда на Кавказ.
На службу в российскую армию Исмаил-Хан поступил в 1839 году, в составе Конно-мусульманского полка был отправлен под Варшаву.
С этого момента и вплоть до Крымской войны его служба состоит из смотров и манёвров, но в 1853-м капитан Исмаил-Хан направляется на Кавказ, где начинаются боевые действия против османской армии. Он командует сначала Эриванской бекской дружиной, а затем новым 4-м Конно- мусульманским полком. Его всадники участвуют во многих стычках с турецкой кавалерией и курдской иррегулярной конницей в районе Кара-Килисы, Алашкерта, Игдыра, а затем и в разгроме 12-тысячного корпуса Селим-паши на Чингильских высотах.
За боевые отличия в период Крымской войны Исмаил-Хан был переведен в Лейб-гвардии Его Величества Казачий полк и вскоре награжден орденом Св. Станислава 3 степени с мечами.
Защищая Баязет
В 1877-м, когда началась новая русско-турецкая война, Кавказ и Восточная Анатолия вновь превратились в один из театров военных действий. Исмаил-Хану уже 60 лет, но он опять в седле. Ситуация для русских войск складывается тяжелая, основные силы действуют на Балканах, а здесь, на Кавказско-Малоазиатском театре, войск немного, и они рассредоточены. Передовой гарнизон крепости Баязет, несколько дней назад оставленный турками без боя, теперь отрезан ими от снабжения. Начальник гарнизона подполковник Пацевич просит помощи у генерала Тер-Гукасова, и тот направляет ему на выручку 400 всадников-добровольцев под начальством Исмаил-Хана. Они появились у Баязета вовремя: затеянная Пацевичем рекогносцировка привела к окружению почти всего русского гарнизона под стенами крепости. Отряд Пацевича находился в критическом положении. Именно в этот момент внезапным ударом с марша конница Исмаил-Хана отбросила турок и позволила остаткам отряда отступить в крепость. Через много лет Исмаил-Хан в интервью газете «Кавказ» расскажет о том дне: «…сотни мои точно растаяли: многие были перебиты, других схватили в плен, третьи разбежались. Со мной осталось только 28 человек с 4 офицерами, в числе коих был и мой сын. Тогда я приказал своим всадникам посадить к себе на седло по одному солдату, и в таком виде вскочил в цитадель.
А вот другое свидетельство, содержащееся в рапорте (от 4 июля 1877 года за № 116) коменданта Баязета Штоквича на имя главнокомандующего Кавказской армией великого князя Михаила Николаевича:
«Противник в числе тысяч до 7 делает обходное движение по гребню Кизил-дага, дабы отрезать нашим отступление в город. Исмаил-хан сделал быстрое передвижение влево, спешил свои сотни и, занявши хорошую позицию, метким огнём приостановил обходное движение, удерживая неприятеля часа два…».
Но утром следующего дня турки начинают штурм, и Пацевич решает сдать Баязет врагу. Над стеной уже поднят белый флаг! Но и в этот раз выручает полковник Исмаил-Хан. Он отстраняет деморализованного Пацевича от командования и отдаёт приказ убрать белое полотнище. Кроме того, Исмаил-Хан организует вылазку и отбрасывает от стен крепости наседающих турок.
В этот день и началось 23-дневная осада Баязета, в течение которой осажденный гарнизон численностью около 1,5 тысяч человек был лишен питьевой воды, так как турки повредили водопровод в первый же день осады.
Под началом Исмаил-Хана защитники крепости, предпринимая вылазки, продержались ещё три недели – до прибытия 10-тысячого отряда генерал-лейтенанта Тер-Гукасова.
С формулировкой “За примерную храбрость и распорядительность, оказанные во время блокады крепости Баязета в июне месяце 1877 года” Исмаил-Хан был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени, а «за отличия в делах против турок» произведен в генерал-майоры. Его единственный сын, Амманулла, получивший в бою ранение, также был награждён орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, после чего зачислен в Лейб-гвардию.
50-летний юбилей офицерской службы Исмаил-Хана был отмечен молебном в мечети Нахичевани, торжественным обедом и фейерверком.
В последующие 7 лет он награждён орденами Св. Анны 1-й степени, Владимира 2-й степени и персидским орденом Льва и Солнца.
18 августа 1908 года император удовлетворил прошение 89-летнего Исмаил-Хана об отставке с присвоением ему звания генерала от кавалерии и пенсии. Он стал первым офицером-азербайджанцем, получившим этот чин. С присвоением нового чина Исмаил-Хана письменно поздравили военный министр, председатель Государственного Совета и великий князь Михаил Николаевич, под непосредственным командованием которого Исмаил Хан прослужил почти 20 лет.
Исмаил-Хан скончался 10 февраля 1909 года в Нахичевани. На похоронах у изголовья генерала лежало 14 подушечек с орденами.