19 марта 1924 года в Тифлисе в армянско-русской семье родился будущий режиссёр и сценарист Лев Кулиджанов.

У мальчика была мечта

С самого детства обстоятельства жизни складывались против него. Его отец, Александр Кулиджанян, крупный партийный работник, был арестован в ноябре 1937 года и погиб «при невыясненных обстоятельствах». Мать, Екатерина Дмитриевна была отправлена в Акмолинский исправительно-трудовой лагерь для жён изменников родины, в печально знаменитый АЛЖИР, и до её возвращения в 1944-м Лева жил с бабушкой. Возможно ли было в те годы и с такими анкетными данными мечтать о работе в кино? Вопрос риторический, однако мальчик не только мечтал, но и делал первые шаги на пути к будущей профессии.

Во время учёбы в школе он охотно выступал в самодеятельности – сам сочинял тексты к сценкам, сам их ставил и сам в них играл. Аттестат зрелости Кулиджанов получил уже после начала Великой Отечественной войны. Покинув школьную скамью, он стал работать слесарем на Тбилисском инструментальном заводе, который был перепрофилирован в оружейный, учился на вечернем отделении ТГУ, а в свободное время посещал актёрскую школу при Госкинопроме Грузии (ныне «Грузия-фильм»).

«Самое трудное – быть простым»

В те скудные военные годы у юного Кулиджанова обнаружился туберкулез. Болезнь дала себя знать уже после успешной сдачи экзаменов в вожделенный ВГИК, и учёбу пришлось бросить. Два года он восстанавливал здоровье дома, в Тбилиси, и в итоге всё же поступил в институт кинематографии. Профессии режиссёра молодой Кулиджанов обучался в мастерской Сергея Герасимова.

О своём наставнике Лев Александрович впоследствии говорил: «Он учил нас, что основной язык кинематографа – это монтаж по мысли, а не по замысловатым выкрутасам, что порой принимают за новое слово в искусстве. Самое трудное – быть простым. Такое дается лишь большим художникам. Но стремиться к этому должен каждый».

После выпуска (1955) Кулиджанов стал работать на студии им. Горького, где и создал свой дебютный фильм «Дамы», снятый совместно с Генрихом Оганесяном. В этой ленте молодого режиссера обозначились внимание к психологизму, детализации, точности бытописания. Работе над «Дамами» предшествовал поставленный Кулиджановым во ВГИКе спектакль «Хаджи Мурат» по повести Л. Толстого, в которой отразились и драматическая история мятежного Кавказа, и преклонение перед русским классиком, и любовь к родному Тбилиси.

В лидерах проката

Известность пришла к нему вместе с картиной «Дом, в котором я живу», поставленной в соавторстве с Яковом Сегелем. Фильм стал лидером советского кинопроката 1957 года, его посмотрели почти 29 млн. зрителей, и в нём, первый и единственный раз в жизни, снялся сам режиссёр. Такие тандемы –  Кулиджанов и Сегель, Алов и Наумов, Абуладзе и Чхеидзе – были частым явлением для того времени.

Ещё через два года на советские экраны выходит новый фильм Льва Кулиджанова – «Отчий дом», который также был положительно отмечен отечественной критикой.

В период с 1962 по 1963 год режиссер в основном снимает киносюжеты для сатирического киножурнала «Фитиль», где острой критике подвергаются такие «язвы советской действительности» как формализм и бюрократия, чинопочитание и блат. Бессменным главным редактором этого популярного киножурнала был известный детский писатель Сергей Михалков.

Настоящий успех пришёл к режиссеру после проката картины «Когда деревья были большими», в которой центральные роли сыграли тогда ещё малоизвестный актёр-фронтовик Юрий Никулин, Инна Гулая и Людмила Чурсина. В 1962 году фильм участвовал в основном конкурсном показе Каннского кинофестиваля.

Особняком в творчестве Кулиджанова стоит его киноверсия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом психологическом фильме ярко проявился талант молодого Георгия Тараторкина, сыгравшего главного героя – Родиона Раскольникова. Премьера состоялась в сентябре 1970 года, и в том же году картине была присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых.

Работа во ВГИКе и общественная деятельность

Помимо игровых фильмов, в 1970–х – первой половине 1980-х годов Лев Александрович много работает в документальном кино. Его работы, снятые в этот период, рассказывают об основателе первого пролетарского государства В. И. Ленине (к/ф «Синяя тетрадь»), о первом космонавте Ю. А. Гагарине (к/ф «Звёздная минута»), о товарищах по цеху (к/ф-мы «ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии», «Алов» и др.). 

Большой интерес зрителей и кинокритиков вызвала 7-серийная биографическая картина «Карл Маркс. Молодые годы» (1980), снятая совместно с восточногерманской киностудией «DEFA». За эту киноленту Льву Кулиджанову была присуждена Ленинская премия.

Большое место в жизни Льва Александровича занимает педагогическая работа во ВГИКе. В родной alma mater он ведёт режиссёрскую мастерскую, преподаёт на Высших курсах сценаристов и режиссёров, заведует кафедрой режиссуры ВГИКа. На 1-м съезде кинематографистов (1965) Кулиджанов был избран первым секретарем Правления СК СССР и проработал на этом посту до 1986 года.

Кроме того, со второй половины 60-х и фактически до конца своих дней Лев Александрович активно занимался общественной деятельностью, был депутатом Верховного Совета СССР, членом-корреспондентом Академии искусств ГДР и президентом Общества культурных связей «СССР – Мексика». Эти, на первый взгляд, формальные должности позволяли Кулиджанову продвигать молодые таланты, выбивать необходимые для киноиндустрии материалы и т. п. Так в своё время в Москве появились Музей кино и Киноцентр.

В 1991 году на экраны вышел один из последних его фильмов – «Умирать не страшно» – с Юрием Беляевым и Ольгой Кабо в главных ролях. В картине отражена трагическая история семьи русских интеллигентов в 1930-е годы.

Вклад Льва Кулиджанова в развитие советского киноискусства был высоко оценен на правительственном уровне. Среди его бесчисленных наград звания Героя Социалистического труда и Народного артиста СССР, два ордена Ленина, орден Трудового Красного знамени, орден «За заслуги перед Отечеством».

Незадолго до смерти режиссер успел снять документально-биографическую ленту о писателе и режиссёре В. М. Шукшине.

Скончался Лев Александрович в Москве 17 февраля 2002 года от обширного инфаркта. В память о режиссёре на стене его дома в Протопоповском переулке установлена мемориальная доска.