Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что в Черном море обнаружены крупные запасы природного газа, и к 2023 году страна начнет его применение.

«Это событие исторического масштаба. Мы обнаружили в Черном море крупнейшее в истории страны месторождение природного газа. Объемы составляют 320 млрд кубометров. К 2023 году мы планируем поставлять его нашим гражданам», – сказал Эрдоган.

Турецкий лидер отметил, что Турция решительно настроена исправить проблему с энергетикой в стране. Турция будет продолжать идти к своим целям, не посягая на чьи-либо права, но и не позволяя попирать собственные.

Однако, как утверждают разные аналитики, данное месторождение не навредит энергетическим проектам, а именно TANAP и «турецкому потоку», так как объемы залежей не настолько велики.

В беседе с Пресс-клубом «Содружество» экономист Натиг Джафарли сказал, что ожидания перед заявлением президента Турции были настолько завышены, что и биржа, и лира на эту новость отреагировали отрицательно. 

«Объемы оказались намного ниже, чем ожидалось. До этого Блумберг распространил информацию почти о 900 миллиардах кубометра газа, но потом выяснилось, что речь идет о 320 миллиардах. Но есть вероятность, что они еще что-то найдут, и георазведка ещё продолжается. Конечно же, для Турции это достаточно неплохая новость, но она не оправдала ожиданий», – считает эксперт.

По словам Джафарли, Турция употребляет 45-50 миллиардов кубометров в год, и тех найденных объемов хватит на 6-8 лет максимум.

«Дело в том, такие объемы сразу не будут выкачиваться, это даже технически невозможно. У нас почти 2 триллиона кубометра газа, но мы можем добывать максимум 25 миллиардов кубометров в год. В денежном выражении было объявлено, что это месторождение стоит примерно 65 миллиардов долларов, что тоже сомнительно, потому что цены на газ падают, и сегодня мы это видим на спотовом рынке.

Другими словами, Турции нужно найти более значительные объемы газа, где сейчас ведется разведка. На данный момент это не те объемы, которые могут дать Турции энергетическую независимость, а для мирового масштаба – это вообще мелочи», – подчеркнул эксперт.

Говоря о том, есть ли в этом месторождении угроза азербайджанскому газовому трубопроводу, аналитик сказал, что «если Турция в будущем будет снижать объемы закупок нашего газа, то у нас всегда найдутся клиенты в Европе».

По его словам, Азербайджану нечего бояться, так как «мы можем компенсировать это европейским рынком».

«Даже я скажу больше, у нас ценовая политика с Турцией имеет несколько другой характер, и газ продается за более низкую цену, так как Турция является основной транзитной страной для наших трубопроводов. Поэтому я за Турцию сильно рад и для азербайджанских проектов никакой угрозы не вижу: любые объемы, которые освобождаются от Турции, мы можем реализовать на европейских рынках, и они с радостью воспримут эту новость», – подчеркнул Джафарли.

P.S. Турция сейчас в активном поиске природных ресурсов вокруг своей акватории. Но на юге из-за кипрского вопроса и тяжелых отношений с Грецией георазведка идет сложно, и там рано или поздно либо придется воевать, либо договариваться с Грецией. Кроме того, это приводит к разным политическим рискам: даже если Турция найдет там какое-то месторождение, то его использование будет сложно, так как с высокой вероятностью она попадет под санкции.

Что же касается нового месторождения в Черном море и рисков для Азербайджана и России, то тут вопрос в другой плоскости. Во-первых, само месторождение, как оказалось, не такое и «глубокое». Во-вторых, и азербайджанский трубопровод, и российский, в первую очередь, направлены на европейского потребителя. Но для России и Азербайджана сейчас главной угрозой является сланцевая нефть, которая обваливает цены на спотовых рынках, поэтому в дальнесрочной перспективе таким газовым державам, как Россия, придется находить или даже продавливать свои механизмы поддержания высоких цен на рынке.

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель