О том, как развиваются переговоры по трехстороннему заявлению от 9 ноября, с какими вызовами сегодня сталкивается Армения, в том числе в контексте обострения отношений Россия –НАТО, корреспондент “Джейран медиа” поговорил с членом Евразийского экспертного клуба Григором Баласаняном.

– Недавно состоялась очередное трехстороннее заседание по соглашению от 9 ноября в Москве. Как Вы оцените его результаты?

– На последней встрече в трехстороннем формате по конфликту в Нагорном Карабахе и по вопросам демаркации и делимитации границ Армении и Азербайджана стороны выступили с заявлениями, что есть конкретные продвижения в вопросе урегулирования и окончательного подписания договора. По их словам, вопрос железной дороги, которая будет связывать Армению с Азербайджаном и Россией, почти решен, и идет обсуждение окончательного решения вопроса сухопутной дороги. Каких конкретных результатов достигли стороны и какие решения были приняты, пока неизвестно. Судя по интенсивности переговоров, я думаю, что в ближайшем будущем конкретные решения по этим вопросам будут достигнуты.

– Как Вам видится налаживание отношений Армении с Турцией? Нет ли опасности экономической и культурной экспансии с их стороны?

– Турция всегда перед нами ставили два вопроса для открытия границ. Первое – разрешение конфликта в Нагорном Карабахе. Второй ультиматум – отказ от международного признания Геноцида. Так как подробности переговоров неизвестны, мы не знаем, перед нашими делегатами ставился ли вопрос об отказе от международного признания Геноцида или нет. Во всяком случае, ожидать скорейшего открытия границ не стоит. Что касается экономической составляющей. В мире невозможно все время жить в условиях закрытых границ. Эти границы когда-нибудь должны были открыться. У нас было 30 лет, чтобы подготовить нашу экономику. Мы знали, что производит Турция и какая у этой страны мощная экономика. И если мы до сих пор не готовы противостоять турецкой экономической экспансии,- это наша вина, а не Турции.

У Турции развито сельское хозяйство, машиностроение и т.д. Мы можем использовать эти возможности, импортировать эти машины для развития легкой и тяжелой промышленности. Но здесь вопрос в другом – имеем ли мы такой план развития экономики? Если для нас сельское хозяйство – главное составляющее экспорта продуктов из Армении в Россию, но мы не имеем Министерства сельского хозяйства, то здесь вопрос к армянской стороне.

Если говорить, что турецкая текстильная продукция качественнее и дешевле, чем армянская, у нашего населения хватит патриотизма, чтобы покупать отечественное? Этими вопросами нужно заниматься, чтобы понять, имеем ли мы возможность противостоять турецкой экономической экспансии.

– Решение этих и многих других вопросов общественное движение “Сильная Армения с Россией -За новый Союз” видит во вхождении Армении в Союзное государство. Что Вы думаете по этому поводу?

– То, что мы должны углублять наши стратегические отношения с Россией, – это вопрос, который не обсуждается. Присоединится ли Армения к Союзному государству Россия-Беларусь, на эти вопросы должны отвечать государственные деятели, которые напрямую занимаются (или не занимаются) этими вопросами. Но то, что экономически и в плане безопасности мы очень тесно связаны, – это факт. И то, что порядка двух миллионов армян живут в России, а поступающие из России трансферты примерно равны годовому бюджету Армении – тоже факт. Я думаю, что все эти факты должны быть объединены и в дальнейшем должны быть предприняты шаги для углубления интеграции с Россией. Будет ли эта интеграция только экономическая или за ней последует также политическая, культурная и другая – покажет время. Но если смотреть на то, что сегодня происходит на постсоветском пространстве, то, я думаю, в будущем Армения сделает шаг в направлении или членства в Союзном государстве, или в образовании нового союза на постсоветском пространстве.

– Отношения Россия-НАТО резко накалились после того, как НАТО в своей новой стратегии назвала Россию своей главной угрозой. Как на регионе Южного Кавказа скажется это обострение? В этом контексте также примечательно заявление об открытии посольства Канады в Армении и последовавшее заявление посольства России…

– То, что на сегодняшний день происходит на постсоветском пространстве, – результат безответственной политики Запада. Они себя возомнили Золотым миллиардом, а на деле получается совсем иначе. На сегодняшний день они очень зависимы от российских энергоресурсов. Сейчас крупнейшие экономики, как во Франции, Германии, Великобритании, дают трещину. В экономике США идет рецессия. Это говорит о том, что их политика себя не оправдала. Не нужно с государствами и с народами говорить с высоты. В этом плане то, что НАТО объявило Россию главной угрозой, не поможет разрешению всех тех проблем, которые на сегодняшний день есть, и в частности на Украине. Но есть и другие части фронта, где Запад активно работает. Например, Южный Кавказ. Они понимают, что Армения в этом плане отличается, – она член ОДКБ, стратегический союзник России. И они полагают, что нужно начать именно с Армении. По поводу заявления посольства России в Армении, я не думаю, что это вмешательство во внутренние дела Армении, потому что заявление напрямую адресовано Канаде. Канада на сегодняшний день не скрывает, что одна из главных целей и задач открытия посольства в Армении – это противостояние российскому влиянию в Армении. Я думаю, что этот вопрос должен беспокоить и власти Армении. Это означает, что Канада здесь будет создавать некоммерческие организации, которые будут работать на территории Армении и будут иметь антироссийскую направленность. А это уже внутреннее дело Армении. А власти Армении и Министерство иностранных дел должны делать все, чтобы не позволять ни России, ни Канаде делать территорию Армении плацдармом, где эти сверхдержавы могут столкнуться. Наше внешнеполитическое ведомство должно как-то реагировать на заявление канадской стороны и дать ноту, что в этих условиях открытие посольства Канады в Армении преждевременно. 

От Бабуханян Заруи

Политический обозреватель