Об обострении на армяно-азербайджанской границе, о той роли, которую играет Брюссель и МГ ОБСЕ, а также о действиях Москвы и ОДКБ корреспондент «Джейран медиа» побеседовал с политологом из Армении Григором Баласаняном. 

— В ночь на 13 сентября ситуация на армяно-азербайджанской границе обострилась. В чем причина эскалации между Арменией и Азербайджаном и насколько вероятны масштабные действия в этом направлении?

— После подписания трехстороннего соглашения от 9-го ноября 2020г. между Арменией, Россией и Азербайджаном Ильхам Алиев и его турецкий коллега все время заявляли о том, что Армения затягивает предоставление Азербайджану «коридора» через свою территорию для обеспечения непрерывной сухопутной связи Азербайджана с его эксклавом – Нахичеваном. В ответ на это власти Армении все время заявляют, что по трехстороннему соглашению не предусмотрено предоставление никакого «коридора», а будут открыты коммуникации в регионе и граждане Азербайджана могут свободно пользоваться дорогами общего пользования, но под армянской юрисдикцией. Сейчас именно в непредставлении «коридора» Азербайджан обвиняет Армению и поэтому пошел на обострение на границе – по сути подвергая суверенную территорию Армении агрессии. Что касается масштабных действий, то, хочу сказать, это будет зависеть в первую очередь от позиции России и Ирана.

— Как вы оцениваете роль Брюсселя и Минской Группы ОБСЕ в качестве актуальных площадок для достижения мирного договора между конфликтующими сторонами?

— Жизнь показала, что на самом деле никакой Минской группы де-факто не существует минимум с начала 44-х дневной войны. Что касается Брюсселя и других площадок, то, на мой взгляд, они не имеют реальных возможностей для достижения мирного договора. Президент России неоднократно заявлял, что после делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы мирный договор может быть подписан только на основе военных карт Генерального Штаба МО РФ. Брюссель таких возможностей не имеет. Кроме этого, в Карабахе стоят российские миротворцы, и только Россия может решать оставаться им там, или нет.

— Как Вы оцениваете действия Москвы и ОДКБ в сложившихся реалиях?

— Армянское общество ожидало от России и ОДКБ более активных действий. Однако Россия медлит. Понятно, что может быть пока не готова одновременно воевать и на Украине, и на Южном Кавказе. Понятно, что сегодня России нужна нейтральная Турция в плане антироссийских санкций. Может именно из-за этого она жестко не реагирует на агрессию Азербайджана. 

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель