Поставки вооружений в Закавказье, как и в страны Ближнего Востока, всегда привлекают большое внимание. И удивляться здесь нечему. Конечно, десятком военных конфликтов регион не похвастается. Но если учесть, что здесь расположились всего три государства, и у каждого из них есть территориальные споры, то по взрывоопасности Южный Кавказ, пожалуй, и не уступает «котлу с неприятностями».

Повод для новых дискуссий дали поставки российского оружия в Армению после столкновений на азербайджано-армянской границе. 29 августа советник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев обвинил Москву в том, что она «интенсивно вооружает Армению», а российские военные самолеты Ил-76 летают в сторону Армении после 17 июля. В Баку потребовали объяснений от Москвы. Депутат Милли Меджлиса (парламента) Азай Гулиев подтвердил в беседе с журналистами, что азербайджанский президент Ильхам Алиев в телефонном разговоре с Владимиром Путиным открыто выразил недовольство и протест.

Визит Шойгу должен был внести ясность в этот вопрос. Поставки Армении на самом деле содержали оборудование и стройматериалы для 102-й российской военной базы в стране, но этот аргумент не убедил азербайджанских коллег.

Спустя почти две недели со стороны Баку последовал ответный недружественный жест. Ряд информационных агентств и Телеграм-каналов сообщили о том, что Азербайджан не пропустил самолеты ВКС России, следовавшие из Сирии в Россию, из-за чего им пришлось воспользоваться воздушным пространством Туркменистана. В отличие от недомолвок из-за поставок вооружений, официальных подтверждений по данному инциденту нет. В то же время ни российские, ни азербайджанские министры или пресс-секретари информацию не опровергли. Молчание может восприниматься как «знак согласия».

Судить о подлинности сообщения позволяют только карты авиационного сайта AVIA.PRO, на которых видно, что российский военный борт, долетев до южного берега Каспия, сделал «петлю» и направился в сторону Туркменистана, а оттуда — в Моздок.

Причины отказа дать «воздушный коридор» остаются неизвестными. Можно только строить версии. Наиболее очевидная — «месть» Баку за более ранние российские поставки оружия Армении. В сети обсуждают и более практичные версии — якобы пролетавший самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-40 мог получить разведданные о военных объектах азербайджанской армии и передать их Еревану.

Что же касается претензий по самим поставкам, то они азербайджанской стороной объясняются международным правом. Россия — страна-сопредседатель Минской группы ОБСЕ. И, мол, негоже международному посреднику усиливать военный потенциал одной из сторон карабахского конфликта, особенно на фоне того, что происходило между Арменией и Азербайджаном в июле.

Претензии азербайджанской стороны, хоть и понятны с точки зрения международного права, но не вполне уместны по вот каким причинам. Азербайджан сам закупается в огромном количестве российской военной техникой. Россия не действует избирательно в военно-техническом сотрудничестве, работая исключительно с Арменией, за что, кстати говоря, получает претензии со стороны армянских коллег. Кроме того, Армения и Россия — составные части одного военного блока ОДКБ. И запретить поставлять друг другу вооружение третья сторона на в праве. Если запрет пролета связан именно с поставками оружия, то это не самый удачный метод воздействия на Кремль. Ведь у Москвы есть альтернативные воздушные коридоры по доставке своих ЛА в и из Сирии.

Судя по тому, что на уровне глав государств не только никаких громких заявлений не сделано, можно сказать, что два инцидента не выльются во что-то серьезное. Возможно, в Кремле к таким «выпадам» Баку даже относятся с пониманием. Ведь претензии Азербайджана адресованы не напрямую России, а связаны с давним военным конфликтом, в решении которого Баку возлагает большие надежды на российскую дипломатию. Но если «демарш» Баку не ограничится разовой акцией, можно смело говорить о наступлении серьезного кризиса между двумя стратегическими партнерами.

От Гасанов Камран

Старший преподаватель РУДН, кандидат политических наук