В беседе с pressunity.org политолог Арман Гукасян прокомментировал недавнее обострение на армяно-азербайджанской границе, поделился своим мнением относительно участия Армении в учениях под эгидой НАТО, а также выразил свой позицию по части деятельности гражданской миссии ЕС.

— Как Вы в целом оцениваете ситуацию в армяно-российских отношениях? К чему может привести «турбулентность» в двусторонних отношениях? И в чем, по Вашему мнению, ключевая проблема?

— Ключевая проблема в развитии двусторонних отношений сегодня — это, безусловно, непонятная политика армянского политического руководства. Я бы сказал, не совсем адекватная с точки зрения армянских политических и государственных интересов. Вы знаете ситуацию про Римский статут, про другие антироссийские выпады, которые уже продолжительно время мы наблюдаем. Я считаю, что эта ситуация складывается в одностороннем порядке из-за неправильной политики Никола Пашиняна и его команды. Мы находимся в сложной региональной обстановке и такими действиями вредим только себе.

— Москва всячески «намекает» о готовности ОДКБ развернуть своих наблюдателей вдоль армяно-азербайджанской границы со стороны Армении. Однако Ереван, который ранее согласился на присутствие миссии ЕС в Армении, от услуг союзников по ОДКБ не отказывается, но и соглашаться не торопится. С чем связана такая «выжидательная» позиция армянского руководства?

— Армянское руководство само по себе антироссийское. Им кажется, что на Западе их ждут, что Запад им поможет. С этой целью Никол Пашинян пригласил в Армению гражданскую миссию ЕС, слепо веря им и думая, что они повлияют на ситуацию. Но, как мы видим, на ситуацию они никак не повлияли. Недавние события в селе Тех, где случились столкновения между армянскими и азербайджанскими вооруженными силами, четко показывает это. Гражданская миссия не только не поехала туда, а дождалась, пока все это закончится, и после – декларативно посетила место, сделав при этом формальное заявление. Плюс стало известно, что гражданская миссия ЕС передает информацию Азербайджану о том, что происходит на границе и в целом. То есть люди приехали сюда с конкретной целью – помогать Азербайджану. Сегодня Европа завязана на Азербайджане по вопросам газа. С другой стороны, армянская власть проводит прозападную политику. Безусловно, такая политика никуда не приведет. Она будет только усугубляться. Поэтому ОДКБ должно быть здесь с минуты на минуту.  

— Довольно интересная и в то же время неоднозначная ситуация сложилась в армяно-азербайджанских отношениях. С одной стороны, с обеих сторон утверждается, что происходит перманентный обмен проектами вариантов текста этого документа, а с другой — Ереван и Баку обвиняют друг друга в нежелании и неготовности подписать договор. Насколько реально сегодня говорить о том, что стороны в состоянии прийти к взаимоприемлемым договоренностям по нормализации двухсторонних отношений?

— Я считаю, что если стороны будут уходить от российского посредничества, то никакого компромисса не будет. Россия остановила войну на старте и в рамках трехсторонних заявлений продвигала этот вопрос довольно эффективно. Мы видели, что спали провокации, ситуация стабилизировалась на земле и т.д. После того, как Запад начал вмешиваться в этот процесс с целью навредить России и потянуть одеяло на себя, то началась турбулентность. Поэтому я считаю, что на сегодняшний день стороны стали пассивны по части продвижения процесса при посредничестве России, надеясь на Западное посредничество. Но я исключаю, что на западном треке возможно какое-либо решение, поскольку Запад хочет решить этот вопрос в обход России, что нереально. Пока не будет конкретного российского посредничества, и пока стороны полностью не будут вовлечены в этот процесс без попыток играть сразу на двух треках, то, конечно же, говорить о какой-то взаимоприемлемой договоренности не стоит.

— Армения планирует в нынешнем году принять участие в двух организованных США учениях под эгидой НАТО в Европе. Как Вы оцениваете такую позицию армянского руководства? Готовы ли США и Запад к глубокой интеграции Армении в свои военные структуры?

— Армянское руководство полагает, что Запад может что-то дать, тем более по военной части и по вопросам безопасности. Это, конечно же, смешно. Запад не готов интегрировать Армению в свои военные и другие структуры. Мы видим ситуацию с Украиной и Грузией – никто не стал членом НАТО. Армению тем более никто в НАТО не ждет. Никто ни разу не предлагал ничего подобного. Мы этим самым только усугубляем отношения с Россией. Создаем ситуацию, когда у России могут возникнуть вопросы. Мы видели и позицию МИД России по этому вопросу, и что они ожидают конкретного пояснения от армянской стороны, и комментарии по этому поводу. По большому счету, все это вытекает из той общей стратегической линии, которую задали власти Армении. Они изначально пришли к власти при поддержке определенных прозападных НПО и т.д. Они считают, что этот путь для Армении полезный и перспективный. Однако на деле мы видим совершенно обратное. Это не даст Армении ничего, кроме потери союзников и партнеров. В первую очередь России и Ирана.

— Как Вы считаете, выглядит ли демонстративное сотрудничество Еревана с НАТО как часть тренда на дистанцирование от Москвы?

— Я вижу, что это определенный тренд на дистанцирование от Москвы. Мы видим политику армянских властей, которая осуществляет данный тренд. К чему это приведет? Понятно, что к самым негативным последствиям. Я думаю, что армянское общество этого не должно терпеть, потому что последствия будут сказываться не на политическом классе, а на обычных людях, которые страдают от неправильных решений. Мы видим ситуацию на Украине и понимаем, что неправильная политика украинского руководства негативно влияет на простых граждан. Я бы этого не хотел в своей стране. Поэтому я считаю, что армянская общественность должна быть против такой политики и линии.

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель