О взаимосвязи конфликтов в Карабахе и на Ближнем Востоке, о противостоянии России и Запада и о перспективах развития международной геополитической ситуации корреспондент pressunity.org побеседовал с военным и международным аналитиком, главным экспертом фонда Наследие Евразии Александром Артамоновым.

— Александр Германович, на Ваш взгляд, были ли другие сценарии развития событий в Карабахе?

 На мой взгляд, были. По той причине, что с самого начала существовал некий мирный план, который защищал Лавров – человек, всегда с большой симпатией относившийся к армянскому народу и великолепно знающий его. Так вот именно этот сценарий не был учтен с самого начала лидером Армении еще до Пашиняна. Речь шла о тех протоколах и договоренностях, которые практиковались в течение достаточно долгого времени и оставались в силе между апрельской войной и Второй карабахской войной. И тем не менее наблюдалось головокружение от успехов, что очень удивляло. Несмотря на то, что любили рассказывать в Ереване, в результате апрельской войны все-таки Азербайджан какую-то часть территории отвоевал для себя. То есть заведомо было ясно, что грядут тяжелые события, и азербайджанская армия к этому активно готовится.

Оборонный бюджет Азербайджана уже в те годы был крайне велик, и было ясно, что такие бюджеты люди утверждают тогда, когда готовятся к серьезной конфронтации.

Далее, после того, что произошло после Второй карабахской войны, те мероприятия, которые готовились с армянской стороны, были недостаточны. Очевидно, и об этом еще говорил первый президент Армении, что Армения, находящаяся в тюркском мире, может ощущать себя хорошо и быть стабильной, только сохраняя полный контакт с Российской Федерацией. Никаких других шансов у Армении нет. Как бы кто не относился к России, это просто геополитическая логика. И именно этого я не вижу и не видел в течение всего того времени, когда наблюдал за развитием событий в Армении.

Я видел Пашиняна, который последовательно, шаг за шагом сдавал позиции армянского народа людям, которые с самого начала называли Армению западным Азербайджаном. Вся территория Армении считается западным Азербайджаном. Об этом официально было заявлено президентом Азербайджана, который в декабре 2022 года потребовал возвращения полутора миллионов азербайджанцев на территорию того, что он назвал западный Азербайджан, то есть большую Армению. Уже тогда было ясно, что Карабах обречен, если не пойти на какие-то шаги. Ереван мог прежде всего признать НКР (непризнанная Нагорно-Карабахская республика – ред.), участвовать в боевых действиях во время карабахской войны, а не наблюдать с другой стороны лачинской дороги как происходят события. Тогда, наверное, не удалось бы так легко азербайджанцам захватить Шушу. Наверное, Пашиняну стоило вспомнить о событиях в Киликии 101 год назад, когда французы гарантировали армянам неприкосновенность, а потом холодно и спокойно смотрели, как турки резали армян. Обо всем этом хорошо известно. Я не вижу интересов Армении в том, что произошло. И все те решения, которые принимает Пашинян, идут в разрез с интересами Армении. Не удержав Карабах, Армения сейчас констатирует приход на территорию Карабаха войск НАТО. Теперь возвращение армян в Карабах, в Степанакерт (Ханкенди) возможно только в одном случае, если НАТО будет разбито на Ближнем Востоке.

— Видите ли Вы связь между событиями в Карабахе и Израиле?

 То, что сейчас происходит на территории Израиля, на мой взгляд, напрямую связано с тем, что произошло в Карабахе. Эти события в чем-то повлияли на стратегического союзника Армении Иран. Иран не будет холодно смотреть на то, как НАТО устраивает свои базы на территории Южного Кавказа. Иран думает об Астанинской тройке, том соглашении, которое было заключено по строительству путей, дорог между Большой Россией и Индийским океаном. Думает о том, что он теряет позиции, если завтра Запад (НАТО) устроится на Южном Кавказе. На сегодняшний день нет никакой азербайджанской, грузинской армий. Есть турецко-азербайджано-грузинский контингент в составе войск НАТО. В этом измерении Иран проигрывает, потому что на границах Ирана встает Североатлантический альянс с мощью 32 стран. Естественно, Иран это не устраивает. И он ударил по своему исконному врагу – Израилю. Это на руку Армении. Но в данном случае армянам пора браться за оружие и серьезно понять, что пока они сами не начнут проливать свою кровь, не будет ни от кого помощи. Помогать из-за рубежа – Иран и Россия – будут тогда, когда армяне возьмут свою судьбу в свои руки. У Армении есть шанс, но он уходит, как песок между пальцев каждый день. Потому что если завтра НАТО приобретет для себя Большую Армению, то у Азербайджана будут все шансы устроить на ее месте Ереванское ханство, как они того хотят. Поэтому Армения должна действовать сейчас, чтобы завтра не было поздно.

— На Ваш взгляд, обострение отношений  Армении с Россией делается с подачи западных сил?

— Обострение отношений с Россией, конечно, происходит с подачи западных сил на территории Армении. Россия помогла сирийцам, Россия была готова помогать армянам. Поэтому вопрос стоит только за армянами. На территории Армении сейчас стоит 101-я дивизия ВДВ США “Кричащие орлы” на базе “Зар”. В то же самое время на территории Армении находятся французские военные в очень больших количествах. Мы понимаем, сколько разведывательных операций было проведено французско-американской разведкой на территории Армении. И армянам казалось, что кто-то будет их защищать. Но недаром я вспомнил то, что было 101 год назад. Тогда армянам тоже казалось, что кто-то будет их защищать. Тогда тоже Карабаху обещали неприкосновенность. Было подписано много соглашений по поводу Карабаха в 1920-21 гг. и до этого. И где теперь эти соглашения? Они лежат в архивах. Поэтому постоянное желание Армении договориться с Западом не приведет ни к чему хорошему.

Посмотрите, что произошло в Югославии, Украине, которые договаривались, и им обещали все гарантии. Неужели этого хочет Армения?

Сегодня армянский народ нуждается в встряске. К власти должны прийти неравнодушные люди. Это может быть армия, резервисты, глава бывшей разведки. Есть глава движения “Сильная Армения с Россией – За новый Союз” Айк Бабуханян, который великолепно понимает и постоянно выступает в прессе. Эти армяне должны стать суверенными армянами, отвечающими за свое государство. Потому что сейчас речь идет о выживании народа. Народ, лишенный земли, умирает. Поэтому, для того, чтобы армяне не превратились в курдов, которые вечно просят о своей собственной земле со времен Македонского, сражаться надо уже сейчас. Если кто-то предал интересы армянской нации, его надо устранять, потому что иначе будет поздно. Рассчитывать на международное сообщество? Международное сообщество съест что угодно. Формула едина: сначала народ сражается сам, как афганцы, Сомали, Палестина, Алжир. Если армяне этого не понимают, то Россия за Армению выступать не сумеет. Призывы армян из Карабаха, а вот Россия могла признать республику, причем здесь Армения? Требовать, чтобы Россия признавала чужой эксклав и за это воевала, когда Россия сейчас уже воюет, это немного странно. А Армения сидела бы рядом, смотрела и говорила: “Иди, русский, иди, воюй”! Это как? Я категорически не согласен с тем, что Россия может потерять то, за что она потеряла двести тысяч своих жизней. Но в данном случае армянская древняя нация должна доказать свое право на существование.

— Можем ли мы говорить о начале Третьей мировой войны?

— На мой взгляд, Третья мировая уже началась, и она активно идет. Мало того, я вижу органическое выстраивание фронтов Третьей мировой. Есть Украина. Ее союзником выступает Азербайджан. Он открыто об этом заявляет. Поставляет продукты, горюче-смазочные материалы, возможно, беспилотники. Конфликт на Украине напрямую связан с тем, как себя ведет Азербайджан на Южном Кавказе. Призыв, что Россия – это умирающий лев, и надо договариваться с Западом, ясен. Запад пытается организовать новый трубопровод Набукко, который пойдет через тюркские страны из Центральной Азии в Европу и сумеет организовать альтернативные пути поставки горюче-смазочных материалов для Европы. Слова, что Россия не готова воевать, разбились о реалии, которым уже полтора года. Россия готова умирать, и у нее теперь свои новые мученики, которые каждый день погибают на фронтах за веру с оружием в руках. Россия с кровью своих новых мучеников готова жить дальше. К тому же я призываю Армению. Наш враг, который не может справиться с нами на Украине, пытается распространить конфликт на Южный Кавказ. И маленькая Армения оказалась на острие меча, потому что это единственная возможность для НАТО ударить по России. НАТО наплевать и на Турцию, и на Армению. Они пытаются организовать новый фронт, а еще получить энергоносители. Все остальное НАТО не интересует. Посмотрите на Сирию, Ливан… Поэтому не надо думать, что Запад будет кого-то защищать. Это планетарный конфликт. Ожидать приходится только его разрастания.

От Бабуханян Заруи

Политический обозреватель