Второй по численности город Армении – Гюмри, издавна славится своими ремесленниками. Лучшие портные и сапожники, плотники и кузнецы, ювелиры и колесники и многие другие искусных дел мастера живут здесь с давних времен. И наибольшего расцвета и развития ремесленничество достигло в этом краю во второй половине XIX века, когда город назывался Александрополем. К слову, у многих местных мастеров даже фамилии «говорящие». Например, Чархчян (чарох-туфля) по сей день распространена среди сапожников. Когда встречаешь мастера с такой фамилией, понимаешь без уточнений, что пошив обуви для него – занятие династийное. Люди, зарабатывающие на жизнь исключительно своим трудом и высококлассным мастерством были и остаются своеобразной визитной карточкой славного города.

В кризис, вызванный пандемией коронавируса, ремесло как спасительный круг для многих гюмрийцев. Все-таки умение что-то делать руками дается не каждому, поэтому в трудные времена у искусных мастеров есть преимущество. Как, например, у Эдуарда Жамакочяна. Он единственный в городе, кто изготавливает уникальные и единственные в своем роде изделия – музыкальные кувшины. Дело, переданное ему еще в детстве от деда, сегодня приносит неплохой доход. Мушурбу в городе не умеет делать больше никто. Поэтому все, кто мечтает заполучить уникальный предмет, обращаются именно к Эдуарду Жамакочяну.

Эдуард Жамакочян –  продолжатель известной династии мастеровых Гюмри. Дело, которым без устали занимается пожилой ремесленник, столетие назад начал его дед, который и передал потомкам все тонкости и секреты изготовления мушурбы – сосуда, напоминающего кувшин или кружку.

«В нашей семье всегда жили прекрасно. У деда была мастерская и магазин. Здесь готовили, там продавали. Сначала отец был учеником своего отца, а потом уже я подтянулся к семейному делу.  И вот уже 40 лет я занимаюсь этим ремеслом», – рассказывает ремесленник.

К слову, работа по изготовлению мушурбы очень трудоемкая. Да и времени отнимает немало. На один сосуд, в среднем, уходит день работы, говорит Эдуард Жамакочян. «Когда изделие получается на «отлично», я ставлю сосуд на видное место, смотрю и наслаждаюсь своей же работой», – говорит мастер. А изумленные покупатели, ценители редких видов посуды и сувениров, увидев работу Эдуарда Жамакочяна, каждый раз восклицают: «Вот, на что способен дядя Эдик!». Сколько таких изделий изготовили в их семье, никто такого счета не вел. «Это не важно», – говорит Эдуард Жамакочян,- «настоящий ремесленник дорожит не количеством сделанного, а качеством».

Мушурба  – один из главных символов Гюмри. Его центр украшает гигантский кувшин, привлекающий взгляды туристов. И неспроста. Этот сосуд в буквальном смысле поет, когда из него пьют. Издавание звука – уникальная особенность мушурбы. И это тоже изобретение основателя этой династии мастеров. А еще этот предмет, по словам Эдуарда Жамакочяна, за счет секретной технологии изготовления, работает как термос. Например, в жару сосуд сосуд сохраняет свежесть и прохладу воды. А в холод, наоборот, максимально долго сохраняет тепло. Ну, а если мушурба из золота или серебра, то это еще и дорогой сувенир.

Чтобы все получилось как надо, как учил дед, мастер кропотливо, вручную, обрабатывает металл около 9-ти часов. И здесь, помимо силы и умения, нужно обладать недюжинным терпением. «Иначе хорошего результата не жди», – говорит ремесленник. Еще одно правило, передаваемое в семье из поколения в поколение – достойную жизнь обеспечивает большой труд, пусть и стирая руки в кровь.

Дядя Эдик, именно так этого мастера чаще всего называют в городе, также следует жесткому наказу деда – не выдавать секрет производства никому, кроме своих. А потому сегодня, кроме Жамакочянов, необычный предмет посуды никто в мире делать не умеет, утверждает мастер. Фактор уникальности, как и много лет назад, помогает этой семье зарабатывать на жизнь.

«Надо деньги зарабатывать, надо. Если будешь лентяем, не хочешь работать, конечно, голодным умрешь. У меня так. Времена меняются, а ремесло всегда останется ремеслом. Нужно уметь работать руками, это в любое время ценно. Если будешь работать, обеспечишь своей семье благополучие, если нет – нет. Так меня научили, этому я учу и своих детей», – отмечает Эдуард Жамакочян.

От Дели Лаура

Журналист, корреспондент Пресс-клуба в Армении