8 февраля парламент Грузии выразил поддержку новому премьер-министру, бывшему председателю партии «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» Ираклию Кобахидзе.

В кворуме приняли участие 105 депутатов, из которых 84 поддержали новый кабинет министров, 10 высказались против. Новый премьер-министр представил свою команду, в которой сохранили должности все министры, кроме главы министерства обороны Джуаншера Бурчуладзе, которого на посту сменил Ираклий Чиковани.

Поскольку состав правительства не претерпел значительных изменений, кроме руководителя кабинета министров, то предположение о коррупционных скандалах вокруг фигуры бывшего премьер-министра Ираклия Гарибашвили обрело более прочные основания. Вопреки этому, Гарибашвили остался в высших эшелонах правления партии и с 1 февраля занимает должность председателя «Грузинской мечты».

В отличие от своего предшественника и товарища по политической команде, Кобахидзе в течение 11 лет, которые «Грузинская мечта» находится у власти, не был уличён в коррупции и не был втянут в публичные скандалы, связанные с его семьей и влиянием. Большое преимущество Ираклия Кобахидзе ещё в том, что он юрист-конституционалист, автор учебного пособия по конституционному праву. Другое значительное преимущество —лояльность основателю партии Бидзине Иванишвили.

Изменения в правительстве оказались больше формальными. Никаких значительных перемен не произошло. На заседании правительства 12 февраля Ираклий Кобахидзе озвучил новых вице-премьеров. Обязанности первого вице-премьера были возложены на министра экономики и устойчивого развития Левана Давиташвили. Вместе с ним обязанности вице-премьеров будут исполнять министр культуры и спорта Теа Цулукиани и министр обороны Ираклий Чиковани.

Перестановка затронула администрацию правительства. На данный момент уже известно, что департамент стратегической коммуникации возглавит Михеил Пеикришвили. Планируются изменения в составе советников правительства. С постов могут убрать главу правительственной администрации Реваза Джавелидзе и куратора региональной политики Лери Барнабишвили.

После ряда перестановок осталось принять решение о команде советников бывшего премьер-министра. В неё входили Ираклий Сесиашвили, Владимер Чачибаиа, Арчил Чхартишвили и Нино Иобашвили. Согласно информации оппозиционных СМИ, Гарибашвили перевёл их в канцелярию после того, как они отказались поддержать законопроект «об иностранном влиянии» в марте 2023 года.

Кадровые перестановки в «Грузинской мечте», как и в структуре правительства не отражают существенных перемен в политике партии или в том, как правящая партия реализует свою политическую линию. Подобные перестановки, как правило, были связаны с личными взаимоотношениями внутри партии, что характерно для политических режимов в Грузии с момента провозглашения суверенитета. Доверительные отношения играют большее значение, нежели профессиональное соответствие кандидата, поскольку меритократическая модель не соответствует политической культуре, существующей в Грузии. В своё время Бидзина Иванишвили и другие лидеры партии озвучивали необходимость перемен в политическом ландшафте страны и, в целом, во взаимодействии политических субъектов.

«Грузинская мечта» в каком-то смысле достигла успехов в этом деле путём обезличивания государственных должностей. Во-первых, в правящей партии минимизировали влияние харазиматичного лидерства и стремятся к принципу успешного менеджмента на уровне ведомств и самой партии. Во-вторых, ни один политический пост более не является нарицательным, как это было во времена правления Михаила Саакашвили. Если раньше каждый гражданин Грузии ассоциировал ведомство с чье-то фамилией, то сегодня многие не запоминают фамилии министров и не ассоциируют их с личностями.

Отчасти «Грузинская мечта» реализует намеченный план по формированию качественно новой политической среды, однако политикам необходим рейтинг для победы на выборах. Сейчас грузинские избиратели поддерживают не условного лидера партии, а её основателя Бидзину Иванишвили и саму партию как лучшее из ныне существующего. При этом рейтинги её лидеров остаются низкими, что гарантирует их верность партии, поскольку вне команды успешная политическая карьера представляется недостижимой. Бытует предположение, что Ираклий Гарибашвили покинет «Грузинскую мечту» вместе с депутатами, которые вступили в конфликт с Кобахидзе. Если это и случится, в Грузии появится очередная партия без рейтинга, которая не сможет рассчитывать на поддержку населения. Следовательно, данный сценарий развития событий маловероятен, и Гарибашвили останется в партии, сохранив за собой возможность вновь вернуться в правительство или парламент.

От Скворцова Нино

Политический обозреватель