О встрече министров иностранных дел Азербайджана, Турции и Грузии в Баку, о визите генсека НАТО Йенса Столтенберга на Южный Кавказ, а также о текущих процессах в регионе Южного Кавказа pressunity.org побеседовал с политологом Надиром Шафиевым.

—  Как Вы считаете, с какой целью новый премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе совершает визиты в Баку и Ереван? Можно ли считать его действия продолжением политики Гарибашвили по продвижению «Инициативы мирного соседства» и создания региональной платформы неформального диалога между сторонами?

— Визит Кобахидзе – это обычная традиция. После избрания премьер-министра Грузии первые визиты он совершает в Евросоюз, где показывает приверженность Грузии к евроинтеграции, а затем в соседние страны. Таким образом, Грузия показывает настрой на добрососедские отношения со своими соседями. Грузия уже на протяжении долгих лет придерживается такой позиции. И в этом плане Кобахидзе просто продолжил заложенную предыдущими премьер-министрами традицию и еще раз показал, что Грузия хочет жить в этом регионе в добрососедстве и сотрудничать со всеми своими соседями.

— В Баку состоялась девятая по счету встреча министров иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова, Турции – Хакана Фидана и Грузии – Ильи Дарчиашвили. Как Вы оцениваете результаты данной встречи и сотрудничество стран на южно-кавказском треке и за его пределами?

— Трехстороннее сотрудничество между Азербайджаном, Грузией и Турцией – это традиция, которая изо дня в день претерпевает изменение в лучшую сторону и развивается. Трёхстороннее сотрудничество между Азербайджаном, Грузией и Турцией — это в основном было сотрудничество экономическое, причем больше в логистической и транзитной сферах из Каспийского моря. Но затем появилась необходимость организовать охрану этих коммуникаций. Началось развитие взаимоотношений в этой сфере между тремя странами. На сегодня проводятся совместные учения трех стран в военной и охраной сфере. В этом плане можно сказать, что трехстороннее сотрудничество достигло уровня стратегического партнерства, что является положительным фактом для региона. Министры иностранных дел обсуждали возможный ход развития событий и взаимоотношений. Это положительная тенденция только усиливается. Такое сотрудничество служит укреплению мира и сотрудничества в регионе.

— В Баку завершился XI Глобальный Бакинский форум, авторитетный международный саммит, собравший представителей почти 70 стран. Как Вы можете оценить итоги форума? И какова политическая значимость Глобального Бакинского форума в региональном и глобальном масштабе?

— 11-ый Глобальный Бакинский форум и то, что в нем участвуют нынешние и бывшие лидеры различных стран, политологи, эксперты, говорит о его значимости и важности. Об этом региональном форуме очень хорошо сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев, когда он сказал, что это сродни и Мюнхенской конференции по безопасности, и Всемирному экономическому форуму и т.д. Я бы пока не считал, что это на таком высоком уровне. Но это достаточно высокий уровень не только в региональном, но и в мировом масштабе. Очень приятно, что на этих форумах обсуждаются не только региональные вопросы, связанные с проблемами у нас в регионе, с тем, о чем думают в Азербайджане и т.д. Но и вопросы, связанные с глобальными и мировыми проблемами. Форум посещают лидеры достаточно мирового уровня, которых знают в мире, к мнению которых прислушиваются. Лидеры высказывают свое мнение и видение развития событий и к ним прислушиваются, что очень важно. С другой стороны, этот форум позволяет азербайджанским политическим деятелям и экспертам общаться с этими людьми и таким образом доводить видение Азербайджана по различным моментам до мировой общественности. На сегодня есть определенные антиазербайджанские группы по всему миру, которые пытаются очернить Азербайджан, несмотря на благие намерения во многих сферах. Эти группы чуть ли не представляют как оккупацию освобождение Азербайджаном своих земель. В этом плане для самого Азербайджана очень важно, что выдающиеся и довольно знаменитые люди в сфере политики, экономики бывают в Азербайджане, общаются с руководством и экспертами страны и видят все своими глазами. Они получают возможность узнать из первых рук информацию о событиях в регионе и в дальнейшем озвучивать это на других площадках. И этот форум очень важен для политической жизни Азербайджана и для формирования имиджа Азербайджана на международной арене.  

— В руководстве Армении есть представления о том, что нормализация отношений с Турцией и Азербайджаном облегчат евроинтеграционные перспективы. Согласны ли Вы с этим мнением?

— Процесс евроинтеграции зависит не просто от Армении, Азербайджана или Турции. Хотя от их взаимоотношений, конечно же, зависит. С одной стороны, мы можем сказать, что ситуация на Украине и тот кризис, который возник в российско-украинских взаимоотношениях, ускорил процесс евроинтеграции Украины. С другой стороны, Евросоюз и европейские центры силы не хотят утруждать себя различными проблемами в различных регионах мира. Они хотели бы мирной ситуации для того, чтобы интегрироваться в эти регионы посредством экономического воздействия и подспудно политического, но не военного. Хотя в нынешней ситуации, с учетом амбиций Макрона и Франции в целом, я думаю, необязательно, что факт нормализации отношений будет способствовать евроинтеграции. На сегодня роль Армении в глазах многих европейских политиков превратилась в роль некоего троянского коня в мягком подбрюшье России. Та миссия, которую называли сперва гражданской, потом военной, и те взаимоотношения, которые выстраиваются с ЕС, и та позиция, которую заняли европейские политики в отношении Азербайджана и Турции, во многом показывает, что хоть они и говорят о том, что ситуация в регионе должна быть мирной, но тем не менее они пытаются внести напряженность в этот мир. В этом плане я не согласен, что нормализация отношений с Турцией и Азербайджаном будут способствовать евроинтеграции. Конечно же, есть какая-то связь, но не до такой степени, что это является самым важным моментом. Вполне возможно, что Армению захотят противопоставить Турции и Азербайджану, сделают все для того, чтобы создать ситуацию, когда Армения будет более привязана даже в военном плане к Европе. Это все нужно для того, чтобы не позволить Турции и Азербайджану сблизиться настолько, насколько это возможно. То, что сегодня не открываются транзитные пути и т.д., то есть определенные силы, которые этого не допускают. Некоторые склоны думать, что это, возможно, Россия. Но, с другой стороны, именно Россия – президент России был одним из инициаторов того трехстороннего соглашения, согласно которому Армения обязалась открыть коммуникации с Нахичеванью, но до сих пор этого не сделано. Это не сделано с подсказки западных политиков, которые не хотели бы, чтобы интеграционные процессы на Кавказе дошли до такой высоты, чтобы было трудно вмешаться в дела региона. Сегодня же, когда взаимоотношения довольно напряженные, они все еще могут держать в руках определенные рычаги воздействия, чем они активно и пользуются посредством Армении.

— 17 марта началось кавказское региональное турне генсека НАТО Йенса Столтенберга. Это первое турне Столтенберга за четыре года, которое происходит на фоне значительных изменений в регионе. С чем связан визит Столтенберга на Южный Кавказ? НАТО активизируется на Южном Кавказе?

— То, что НАТО и в целом Запад активизируются в Кавказском регионе, это видно. То, что впервые Столтенберг за последние четыре года приехал на Южный Кавказ, это факт, требующий особого внимания. На сегодня на Южном Кавказе происходят очень серьезные процессы. В 2020 году Азербайджан частично и в 2023 полностью восстановил свой суверенитет. Решена самая большая проблема, причем проблема, с которой начался развал СССР. Именно с Карабаха начались этнические конфликты на территории СССР, которые вылились в кровопролитные войны. На сегодня одна из стран Южного Кавказа стремится в НАТО и ЕС очень большими темпами. Другая страна все еще является членом ОДКБ, которая противостоит НАТО. И третья страна является внеблоковой страной. В этом плане Столтенберг, с одной стороны, хотел проверить обстановку на местах, поговорить с лидерами этих стран. С другой стороны, западные страны нацелились на Армению и в этом плане НАТО и другие структуры они будут стараться выдавить из Армении Россию и российское влияние, попутно притягивая и все сильнее привязывая Армению к Западу. В этом плане так и надо оценивать визит Столтенберга. С другой стороны, он показал определенную лояльность к Азербайджану, попутно давая понять, что мы не против кого-то, но мы за кого-то. Мы не против, что вы являетесь членом Движения неприсоединения и пытаетесь сохранить свой внеблоковый статус. Но, с другой стороны, то, что мы сотрудничаем с Грузией и Арменией, это не направлено против Азербайджана. Запад медленно, но верно пытается вокруг России создать пояс своего влияния. И визит Столтенберга один из звеньев цепочки тех мероприятий, которые проводят в жизнь западные политики.

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель