Экс-спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе в интервью агентству «Спутник» высказалась по поводу внешнеполитического курса нынешних властей страны. «Сейчас речь идет не просто о сближении с Евросоюзом или НАТО. Наше правительство говорит: Грузия должна обязательно вступить в НАТО, — а это уже совсем другое. Членство в НАТО налагает на Грузию дополнительные обязательства, в том числе — необходимость размещения натовских баз на территории страны. Это для меня неприемлемо»,-отметила госпожа Нино.

Логику опытного политика нетрудно понять – размещение натовских баз в стране, где уже находятся военные базы их потенциальных и вероятных противников (российские базы расположены в Абхазии и Цхинвальском регионе), крайне опасно, в первую очередь, для нас, жителей Грузии, ибо любой, даже случайно возникший конфликт между ними, может иметь катастрофические последствия для нашего государства. Поэтому и подчеркнула лидер оппозиционного «Демократического движения» Н. Бурджанадзе: «Я бы не хотела, чтобы моя маленькая страна стала камнем преткновения между Соединенными штатами и Россией».

Но не все в нашей стране согласны с такой позицией.И это наиболее ярко проявилось в ходе прошедших на днях слушаний в парламентском комитете по внешним отношениям. Перед депутатами о плане работы Министерства иностранных дел на ближайшие три года выступил глава внешнеполитического ведомства страны Давид Залкалиани. Естественно, что речь, в основном, шла о шагах, направленных на интеграцию в европейские и североатлантические структуры, но прозвучала и резкая критика в адрес России и были указаны те меры, которые, как сказал докладчик, направлены на сдерживание дальнейшей аннексии оккупированных территорий.

Но этого депутатам из т.н. системной оппозиции (т.е. «националы» и их филиал «европейские грузины») показалось мало. Они в резкой форме раскритиковали доклад министра иностранных дел за то, что он столь мало времени уделил отношениям с северным соседом. Мол, нужно было более остро и резко не только говорить, но и действовать. Один из слуг народа даже так поставил вопрос: а что сделало ваше ведомство для того, чтобы наша страна стала постоянным раздражающим фактором во взаимоотношениях между коллективным Западом и Россией!?

В результате парламентские слушания, которые по идее должны были бы проходить в формате «вопрос-ответ», превратились в форменный допрос с пристрастием. Кадровый дипломат, за плечами которого безупречная служба в дипмиссиях различных стран, чуть не сорвался, заявив, что его никакая должность не интересует, и чувствует свою ответственность перед детьми и внуками. А что касается «раздражающего фактора», то он саркастически спросил – что, надо было их (россиян) доводить до белого каления!?

Напомним, что между нашими странами дипломатические отношения были разорваны после августовской войны 2008-го года. С тех пор всевопросы между нашими странами решаются в т.н. Женевском формате. На этих встречах, продолжающихся уже более десяти лет, грузинская сторона старается привлечь международные организации к поддержке территориальной целостности, а российская сторона старается дистанцироваться, утверждая, что не является стороной, непосредственно участвующей в конфликте, а все спорные вопросы предлагает решать с участием представителей Сухуми и Цхинвали.

Кроме этого, в Праге регулярно проходят встречи между спецпредставителем премьер-министра Грузии З. Абашидзе и заместителем министра иностранных дел России Г. Карасиным. В ходе этих встреч, как можно сделать вывод из заявлений этих высокопоставленных дипломатов, решаются многие экономические, технические, гуманитарные и иные вопросы двусторонних взаимоотношений. 

Конечно же, любому непредвзято мыслящему человеку ясно, что такое положение дел долго сохраняться не может. Особенно во взаимоотношениях между двумя близкими по духу народами, которых связывают столетия общей истории. 

Валерий Чхартишвили

От Чхартишвили Валерий

Журналист, педагог