Потомки проживающих в Грузии азербайджанцев испытывают влияние со стороны турецкой, иранской и грузинской культур, что оказало определённое влияние на формирование их культурной идентичности. С одной стороны, они считают себя потомками таких мусульманских деятелей, как Абу-л-Фазл Хубейши Тифлиси, а с другой — свою культуру связывают с тюркским миром и наследием своих предков считают памятники огузской культуры.

В Грузии свою деятельность вели выдающиеся мужи: поэт Фазиль-хан Шейда, историк и писатель Аббас-Кули-ага Бакиханов (прим. авт. Кудси).

По стечению обстоятельств, Грузия, в частности Тбилиси, в XIX веке стала культурным центром на Южном Кавказе (прим. авт. тогда Закавказье), что сказалось и на становлении современной культуры местных азербайджанцев. В Тбилиси проживал драматург Мирза Фатали Ахундзаде, произведения которого заложили фундамент азербайджанской драматургии. Там же обосновались и творили поэт Мирза Шафи Вахез, писатель и публицист Нариман Нариманов (Нариманзаде), актёр театра Мирза Али Аббасов, основоположник азербайджанского драматического театра в Тбилиси Мирзахан Кулиев (Кули-заде).

Культура грузинских азербайджанцев продолжала жить и развиваться в течение XX века: с 20-х годов на азербайджанском языке выходили газеты, журналы, литературные сборники, альманахи, в азербайджанском драматическом театре ставились спектакли.

Многие выходцы из азербайджанской диаспоры — писатели, литературоведы, актёры, учёные — и сегодня ведут активную деятельность в Грузии. В 1986 году при Союзе писателей Грузии было создано объединение «Дан Улдузу» (прим. авт. Dan Ulduz — утренняя звезда), в котором состояло более 50 азербайджанских писателей из разных регионов страны. 

Стоит отметить, что среди азербайджанцев большой любовью пользуется ашугская поэзия, при упоминании которой стоит отметить выдающихся ашугов из Грузии — Магомед Садахлы, Нуреддин Гасымлы, Аслан Косалы.

От Скворцова Нино

Политический обозреватель