27 сентября Вооруженные силы Армении, осуществив масштабные провокации, подвергли интенсивному обстрелу позиции Азербайджанской Армии вдоль всей линии фронта и населенные пункты, расположенные в прифронтовой зоне из крупнокалиберного оружия, минометов и артиллерийских установок различного калибра. Азербайджан предпринял ответные меры и перешел в контрнаступление.

Корреспондент Пресс-Клуба «Содружество» поговорила с депутатом Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Расимом Мусабековым.

Расим муаллим, как вы считаете, как дальше будут развиваться ситуация вокруг Карабахского конфликта? Тем более, что сегодня ведутся активные боевые действия, и армянская сторона продолжает обстреливать гражданские объекты и мирное население…

–   Война будет продолжаться. Дело в том, что пока армянская сторона не почувствует, что разгром близок, они не пойдут на мирное урегулирование конфликта. Однако Армения должна понимать, что во время интенсивных боевых действий, военная техника изнашивается очень быстро. И в этом смысле Азербайджан имеет гораздо больше возможностей. Кроме этого, у нас логистика лучше и с точки зрения мобилизационных ресурсов больше возможностей продолжать длительные боевые действия. Война на истощение для Армении – это безальтернативный путь к поражению. Поэтому они стараются прибегать к различного рода провокациям, стреляя по гражданским объектам и мирному населению, пытаются заставить Азербайджан ударить по Армении, а потом поднять истерию на весь мир и постараться добиться помощи РФ. Но российская сторона вряд ли пойдет на это, скорее она подведет к тому, что Пашинян сам объявит о выводе армянских сил с оккупационных территорий, при наличии, условно, миротворцев.

Говоря об истерии, армянская сторона уже нажаловалась французской, президент которой бездоказательно обвинил Азербайджан в использовании сирийских боевиков в зоне боевых действий…

–  Франция на протяжении 150 лет вербует наемников, в так называемый иностранный легион. И это делает демонстративно, не скрывая и одновременно пытается упрекнуть нас, причем безосновательно. Все это делается по той причине, что Эммануэль Макрон всеми возможностями пытается изобразить из себя нового политического лидера объединенной Европы, но он смешен в своих потугах. У президента Франции нет никакой возможности оказать военную помощь Армении, даже при большом желании. Он создал ситуацию, после которой Азербайджан может начать отвергать любое французское посредничество. Для этого необязательно исключать Францию из МГ ОБСЕ, азербайджанкой стороне достаточно объявить о том, что она не хочет видеть французского сопредседателя в Баку.      

Выше мы затронули тот факт, что Армения обстреливает гражданские объекты и мирное население вне зоны боевых действий, не выполняет четыре резолюции Совета Безопасности ООН, но международные организации продолжают молчать…

– Двойные стандарты, как обычно! Международные организации 30 лет молчат, закрывая глаза на оккупацию. Поэтому никакого морального права осуждать нас сегодня в нашей справедливой позиции у них нет. Да и ни у кого нет!

Как вы считаете, в будущем, когда Азербайджан вернет свои земли, мы сможем сосуществовать с армянами на одной территории?

– Буквально накануне армянская сторона обстреливала гражданские объекты и мирное население города Гянджи. И во время этой провокации пострадала наша гражданка, армянской национальности. Сегодня в Азербайджане проживают армяне, и никто их не трогает. Кроме этого, армяне сосуществуют с азербайджанцами в других странах. Ничего невозможного нет. Если помирились Франция и Германия, Германия и Польша, то я не исключаю, что это удастся нам. В конце концов, хотим мы этого или нет, они останутся нашими соседями. 30 лет Азербайджан живет в условиях оккупации, армянская сторона должна была своевременно повести себя разумно. Но сейчас, когда идет война, нужно как минимум 10-15 лет, чтобы эти раны немного зажили.

Но мирная жизнь возможна только после деоккупации, на которую армянская сторона пока не идет…

– Конечно после деоккупации. Увы, армянская сторона отвергла Мадридские принципы, которые подразумевали поэтапное урегулирование конфликта. Сначала деоккупация пяти оккупированных районов, затем двух, а после возвращение беженцев и установление прочного мира. Далее предполагалось, что азербайджанская и армянская общины рассмотрят взаимоприемлемый для них статус Нагорного Карабаха.

Я думаю, что, скорее всего, все эти вопросы могут быть решены на уровне диалога между Россией и Турцией, идея которого будет заключаться в выводе оккупационных войск с наших районов и гарантиях не возобновления военных действий. А уже потом все эти обсуждения должны быть приняты и утверждены Азербайджаном и Арменией.

От Иванова Татьяна

Корреспондент Пресс-клуба в Азербайджане