С февраля по июнь текущего года в Грузии проходит весенний призыв в ряды вооруженных сил страны. В этом году, согласно постановлению правительства, которое основывается на запросах силовых ведомств, для оборонного ведомства планируется призвать 1700 призывников и для министерства юстиции 1300 (им предстоит нести службу по охране пенитенциарных учреждений). Обязательную военную службу у нас должны проходить все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, кроме тех, кто имеет право на отсрочку. К таковым причисляются студенты высших учебных заведений, имеющие проблемы со здоровьем, а еще те, кто вполне официально сможет изыскать 2 тысячи лари (ок. 750 дол.) и перечислить их в казну для отсрочки на год. Срок службы в нашей стране 12 месяцев.
Как умудряются за столь краткий срок не только стать полноценными воинами – защитниками отечества, но еще и приобщиться к «дедовщине», хорошо знакомому явлению всем, кто служил лет сорок тому назад, загадка за семью печатями. На этот и другие неудобные вопросы пытались получить ответ от министра обороны страны Л. Изория депутаты-оппозиционеры в ходе парламентских слушаний. Почти час своего выступления министр посвятил сотрудничеству с Североатлантическим альянсом, закупкам новейшего вооружения, новшествам, которые собирается вводить в армию, но ни слова не сказал о тех обвинениях, которые не раз озвучивала оппозиция. В частности, о фактах коррупции и непотизма в оборонном ведомстве.
По слова министра, оппозиция делает заявления, основанные на лжи и несуществующих фактах: «Мне интересно, конкретно на какую информацию и факты они основываются. Думаю, что это не заявления серьезных людей, у которых есть амбиции предоставить народу объективную информацию.Мне очень интересно, и вместе с вами я бы выслушал эти т.н. факты коррупции. Уже более двух лет как мы находимся в министерстве обороны, пока я не видел ни одного оппозиционного депутата, заинтересованного этой сферой. Кто-то выходит и говорит, что в армии нет мяса, армия на грани голода, будто из-за коррупционных интересов провалился тендер, однако мы и вовсе не проводили тендер…»
Вот именно об этом и говорит оппозиция. После заседания один из ее представителей, депутат Г. Бокерия с возмущением заметил, что в ведомстве собраны ближайшие родственники, а это создает почву для конфликта интересов. Ничего не было сказано и о т.н. неуставных взаимоотношениях между военнослужащими. Зато министр отметил, что « мы позволили им (солдатам) пользоваться выходными и посещать семьи. В последний период я издал приказ, согласно которому два раза в год члены семьи могут прийти и навестить своих детей в армии. Посмотреть, что они едят, какую форму носят, какую подготовку проходят».
Ну, какую подготовку можно пройти за столь короткое время, почти четверть из которого, по рассказам самих проходящих срочную службу, они проводят дома, кстати, и служат они, как правило, невдалеке от дома!? Ответ на этот вопрос очевиден. Благо, у нас есть еще и служба по контракту. Туда молодые люди идут с охотой, ибо зарплаты там, по нашим меркам, приличные, и кое-какие льготы (к примеру, жилищные) предоставляются.
Как уже выше было сказано, министр львиную долю выступления посвятил сотрудничестве с Североатлантическим блоком. Он отметил, что за 27 лет независимости наша страна никогда не была столь близка к НАТО, как в эти последние два года, что он возглавляет министерство. А в доказательство он привел следующее: «Мы уже полностью закупили систему «Джавелин» и она доставлена в Грузию». Напомним, что это американский переносной противотанковый ракетный комплекс (ПТРК). Предназначен для поражения бронетехники. Во сколько обошлись эти комплексы нашему бюджету министр не стал уточнять.
А чтобы стало ясно для каких именно целей закупаются подобные вещи, достаточно привести ответ министра на вопрос, подвергся ли спящий Цхинвали бомбежке? Господин Изория подчеркнул, что «такой факт не имел места». А далее он по-своему изложил концепцию нашей внешнеполитической доктрины – «Вы знаете мою позицию, что Россия является главной угрозой для цивилизованного мира. Мы живем в конкурентном мире, где в особенности для НАТО эта угроза остра. Соответственно, обновленная политика сдерживания и обороны, которой мы привержены своими реформами, служит тому, чтобы эта конкретная угроза была сдержана».
Ну чем не речь будущего генсека НАТО! Может на эту роль и метит нынешний шеф нашего оборонного ведомства?
Валерий Чхартишвили