Парламент Армении во вторник наконец-то избрал нового судью Конституционного суда. Им стал известный адвокат Ваге Григорян – представитель правопреемников жертв «1 марта».
При этом у оппозиции есть опасения по кандидатуре нового судьи Конституционного суда: как из-за чересчур близких отношений с действующей властью, что вызывает вопросы к его объективности, так и к возможному нарушению закона при его избрании.
Президент решил удовлетворить желание политического большинства
Следует отметить, что президент Армен Саркисян выдвинул кандидатуру Ваге Григоряна во второй раз. В первый раз президент выдвинул его кандидатуру в прошлом году, однако имевшая большинство в парламенте предыдущего созыва фракция Республиканской партии провалила в октябре его избрание.
Парламент старого созыва отверг после «бархатной революции» ещё одного кандидата, выдвинутого президентом – Эмиля Бабаяна. А ещё двух: Артура Вагаршяна и Гора Ованнисяна, отверг уже нынешний парламент. При этом представители правящего блока «Мой шаг» косвенно намекали, что будут отвергнуты и другие кандидаты, пока не будет выдвинута кандидатура близкого к новым властям Ваге Григоряна.
Армен Саркисян в итоге сдался и во второй раз выдвинул Григоряна. «Выборы судьи КС фактически ограничиваются лишь несколькими отдельными адвокатами, соответствующими данной должности. Придавая важное значение эффективности деятельности правовой системы, в том числе и Конституционного суда, принимая во внимание, что вопрос избрания кандидата в члены КС не может превращаться в бесконечный процесс, становиться предметом политических торгов или спекуляций, опираясь на результаты обсуждений, проведенных в течение последних двух дней с представителями правового сообщества, а также с вероятными кандидатами в судьи КС, президент республики предлагает кандидатуру Ваге Григоряна», – говорилось в сообщении в пресс-службы президента.
При этом президент отметил, что учитывая опыт прошедшего года, необходимо, чтобы в будущем была обсуждена возможность назначения судьи Конституционного суда самим президентом. Для чего необходимо изменение действующих процедур.
Следует также отметить, что сам Армен Саркисян опровергает давление на него в вопросе выдвижения Григоряна. «Я похож на человека, на которого можно оказать давление?»,- риторически ответил он на соответствующий вопрос журналистов.
Претензии и опасения оппозиции
После встречи с фракцией «Просвещенная Армения», глава фракции Эдмон Марукян отметил, что их беспокоят два обстоятельства в кандидатуре Григоряна.
(https://rus.azatutyun.am/a/29995871.html)
Во-первых, закон «О Конституционном суде» и закон «Регламент Национального собрания» устанавливают, что компетентный орган после отклонения кандидата представляет нового кандидата. По его словам, кандидатуру того же человека во второй раз представить нельзя, между тем, кандидатуру Григоряна в прошлом году президент уже представлял парламенту прежнего созыва, однако тогда кандидат не был одобрен. «Эта проблема сейчас обсуждается, и мы также публично об этом говорили. Но, естественно, группа юристов настаивает на том, что это не так и может быть истолковано иначе. То есть, это вопрос толкования, и, по сути, здесь есть спор», – заметил Марукян.
Во-вторых, близкие, дружеские связи Григоряна с действующей властью, что может сковать судью КС в его деятельности: «Скованность идеологическими, близкими отношениями с конкретной политической командой».
При этом не все во фракции «Просвещенной Армении» негативно отнеслись к кандидатуре Григоряна. Так, депутаты правящей фракции встретили аплодисментами слова депутата Армана Бабаджаняна: «Сегодняшние выборы – это всего лишь возможность не допустить, чтобы главари той власти и их новоиспеченные сателлиты получили шанс или надежду на возвращение».
Депутаты от партии «Процветающая Армения» также отмечали возможное нарушение закона в связи с повторным выдвижением кандидатуры Григоряна и его слишком близкие отношения с партией власти. Так депутат от «Процветающей Армении» Геворг Петросян прокомментировал заявление Ваге Григоряна о том, что со многими представителями нынешней власти он «подружился не за столом хаша или шашлыка, а в тюрьмах»: «Вы говорите, что познакомились в тюрьме, помогали друг другу. Послушайте, а если помогавший Вам в тюремных условиях человек обратится к Вам, попросит помощи, вы что, забудете Ваши воспоминания тюремных дней?». И в этой связи заметил, что оба предыдущих кандидата в судьи КС, выборы которых были провалил правящий «Мой шаг», «имели одну плохую черту – они не дружили с властями в тюрьме».
Петросян негативно оценил и регулярные заявления Григоряна (и правящего большинства), что выборы члена Конституционного суда – политические. «На мой взгляд, Вы понимаете, какой опасный элемент содержит Ваше заявление. Вы хотите создать переходное правосудие, вся Ваша цель в том, чтобы сделать суды независимыми. И как на фоне этого желания Вы представляете, чтобы Конституционный суд формировался по политическому компоненту? Если член Конституционного суда, будь то Вы или кто-то другой, выбирается по политическим мотивам, он не может не служить политической силе», – отметил депутат.
Петросян также напомнил Григоряну его заявление о том, что президент Армении Армен Саркисян является нелегитимным, задав ему с трибуны парламента вопрос: «А если президент нелегитимен, почему Вы здесь? Вам что, делать нечего, пришли и занимаетесь здесь самолюбованием? Если Вы считаете какого-то субъекта нелегитимным, то, на мой взгляд, аморально выдвигаться со стороны этого субъекта и любой ценой претендовать занять штатную единицу Конституционного суда».
Реакция властей и Григоряна
Сам Григорян после встречи с депутатами фракции «Мой шаг» заявил, что его выдвижение на должность судьи Конституционного суда было однозначно политическим решением. При этом он выразил уверенность, что если он будет избран, то вполне успешно сможет сотрудничать как с представителями власти, так и с оппозицией. «Мы с представителями правящего блока были знакомы задолго до того, как они стали властью. Мы по многим вопросам помогли друг другу, поэтому вполне логично, что они хотели бы видеть меня на данной должности. Думаю, что они проголосуют “за”»,- заявил Григорян журналистам.
По его словам, не иметь политические взгляды было бы более тяжелым обвинением, чем иметь, даже в случае судьи КС. «Я не могу их не иметь, часть из них я озвучил. Конституционный суд является апартийным политическим органом, но говорить, что Конституционный орган – это аполитичный орган, извините, в этом государстве самые что ни на есть политические вопросы решает Конституционный суд… Результаты выборов, то есть кому народ доверил власть, окончательное решение в этом вопросе остается за Конституционным судом», – отметил (https://rus.azatutyun.am/a/29997743.html) он.
На вопрос, готов ли он работать с нынешним председателем Конституционного суда Грайром Товмасяном, Григорян заявил, что он будет обязан это делать. При этом заявил, что готов работать председателем КС в случае, если нынешний председатель подаст в отставку, и судьи КС так решат.
В свою очередь, спикер парламента Арарат Мирзоян, комментируя отсутствие у депутатов от правящей силы вопросов к Григоряну (в отличие от предыдущих кандидатов), объяснил это тем, что депутаты его давно и хорошо знают, и у фракции «Мой шаг» положительное отношение к Григоряну. «Тут нечего скрывать», – заявил Мирзоян.
А вице-спикер парламента от правящей партии Лена Назарян заявила, что отношения с Ваге Григоряном являются не личной дружбой, а «партнерством во имя построения правового государства». И подчеркнула, что от него ожидают крупных реформ: «Господин Григорян, мы ждем от Вас революционной волны, которая будет импортирована в Конституционный суд. Для меня ценно, что я как депутат, имею возможность сделать такой выбор».
Что касается обвинений в адрес Григоряна, что считая нелегитимным президента Армена Саркисяна готов по его квоте стать судьёй КС, Назарян заявила, что Григорян настаивает на своей правовой оценке процесса выборов президента.
«Честно говоря, это обстоятельство еще более укрепляет мое доверие к Ваге Григоряну как профессионалу, принципиальному юристу», – добавила она.
В результате, как и прогнозировалось, Григорян был избран судьёй КС. Притом заручившись голосами не только парламентского большинства, но и некоторых оппозиционных депутатов (обе оппозиционные фракции объявили о свободном голосовании своих депутатов): 99 голосов «за» и 22 голоса «против».
После оглашения результатов Григорян сообщил, что попросил спикера парламента немного отложить церемонию принесения присяги с тем, чтобы он смог проинформировать Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), где он участвует примерно в 80 делах, внутригосударственные суды, Международный уголовный суд в Гааге, о своем выходе из их списков. «Я выхожу из всех дел, оставляю всю свою занятость, любое участие в любом деле, будь то в статусе международного эксперта или другом. Все оставляю, все», – подчеркнул он.
Лакмусовая бумажка
Чтобы понять выбор именно Григоряна, и отказ команды правящей партии продержать избрание беспристрастного судьи Конституционного суда, достаточно посмотреть ответы Ваге Григоряна и предыдущего кандидата Артура Вагаршяна в парламенте на вопрос о призыве (http://press-unity.com/analitika-stati/11952.html) премьер-министра Никола Пашиняна блокировать суды.
По словам Вагаршяна, с юридической точки зрения это проблема, хотя говорить о свержении Конституционного строя было бы преувеличением. «Но я не буду уважать того юриста, который скажет, что там нет нарушений. Этот юрист будет хвалить ваши нарушения, как это делали некоторые при предыдущих властях. Прошу, поймите это»,- отметил Вагаршян.
В отличие от него Григорян заявил, что не видит в призыве Пашиняна ничего противозаконного. «Это не мой стиль, но здесь все в рамках закона. Если по призыву представителя исполнительной власти можно оказать давление на судебную власть, то относительно компетентности этой власти возникают серьезные опасения. Нужно сосредоточить внимание именно на этом», – заявил кандидат от партии власти.
Айк Халатян