Очередная встреча переговорщика с российской стороны сенатора Григория Карасина с грузинским партнером, спецпредставителем премьер-министра Зурабом Абашидзе, которая из-за пандемии проходила 27 ноября в формате видеоконференции, стала в Грузии еще одним поводом для протеста со стороны оппозиции.

А толчок такому развитию событий в Грузии дало заявление МИД России, в котором сообщались детали состоявшихся в онлайн-формате переговоров.

Отметим, что первоначально информацию о видеоконференции распространило именно российское внешнеполитическое ведомство, а сообщение правительства Грузии и комментарий Зураба Абашидзе появились позднее, по следам заявления МИД России и откликов на него со стороны грузинской оппозиции.

Согласно информации российской стороны, на встрече была подчеркнута важность принятия заявления президентов России и Азербайджана и премьера Армении, позволившего остановить военные действия вокруг Нагорного Карабаха и начать процесс стабилизации ситуации в регионе. Обсуждались и другие традиционные для таких встреч вопросы двусторонних отношений, в том числе состояние торгово-экономических связей, грузовых автоперевозок и возможности возобновления авиасообщения.

Возмущение в Грузии вызвало следующее предложение из заявления МИД России: «Подтвержден обоюдный настрой на преодоление негативных последствий известной антироссийской провокации, устроенной грузинскими националистами летом 2019 года». В связи с событиями, получившими в Грузии название «ночи Гаврилова»,  (имеется ввиду попытка штурма парламента в ночь с 20 на 21 июня, в которую вылилась акция протеста, организованная оппозицией из-за восседания российского депутата Сергея Гаврилова как председателя Межпарламентской ассамблеи православия в кресле спикера парламента Грузии),  МИД России выразил надежду, что «русофобская риторика, активно задействовавшаяся радикальными кругами в ходе избирательной кампании, останется в прошлом, а победившие на парламентских выборах политические силы используют полученный ими мандат доверия избирателей для содействия продолжению процесса нормализации двусторонних отношений».

Что касается перспективы возобновления прерванного после событий 20 июня авиасообщения между Россией и Грузией, в Москве еще раз обозначили условия: прекращение антироссийских проявлений в Грузии и исчезновение угроз безопасности для российских граждан. И, конечно, подчеркнули необходимость улучшения эпидситуации в обеих странах.

Кроме того, российская сторона в очередной раз выразила свое беспокойство в связи с деятельностью в Грузии лаборатории имени Лугара и призвала грузинскую сторону обеспечить посещение этого объекта российскими специалистами.

На встрече также обсуждался вопрос имплементации заключенного 9 ноября 2011 года российско-грузинского соглашения о механизме таможенного администрирования и мониторинге торговли товарами. Напомним, что речь идет о внедрении совместного контроля на пропускных пунктах на реке Псоу в Абхазии и у Рокского тоннеля в Южной Осетии. Была выбрана и швейцарская компания, которая должна была осуществлять этот контроль. Но введение соглашения в действие было отложено, в том числе из-за пандемии. По информации МИД России, стороны договорились о «продолжении неполитизированного обсуждения остающихся спорных вопросов и начале практической реализации этого соглашения».

Грузинская оппозиция подхватила озвученные в заявлении МИД России темы и в привычном ей стиле перешла к активным комментариям для телекомпаний и СМИ и акциям протеста. На этот раз особо отличились представители «Европейской Грузии», отколовшейся от партии экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» вскоре после парламентских выборов 2016 года.

По оценке одного из лидеров «Европейской Грузии» Гиги Бокерия, в лице формата Абашидзе-Карасин создан «институт измены национальным интересам Грузии», и заявление МИД России «продемонстрировало это».

«В чем они нашли взаимопонимание? В том, что впустили в страну и усадили в кресло председателя парламента Грузии коммуниста, руководителя пропутинской фракции, бывшего советника Саддама Хусейна, участника военных действий против Грузии? И в том, что нашли общий язык и осудили реакцию общества на этот факт? Это еще один пример того, что режим Иванишвили – это катастрофа», – заявил Бокерия и подчеркнул, что официальных комментариев от правительства Грузии на эту фразу МИД России он пока не услышал.

Соратница Бокерия по партии Елена Хоштария вместе с группой молодых активистов явилась к парламенту Грузии и устроила акцию-перформанс. Краской из пульверизатора она написала на установленной у входа в парламент металлической ограде «Бидзина – раб» и «20%». Она пояснила, что имеет ввиду «рабскую позицию» Бидзины Иванишвили по отношению к России и «оккупированные» Россией 20% грузинских территорий. Полиция попыталась пресечь эти действия, но за Хоштария «вступились» молодые активисты ее партии. Несколько человек, которые выражали особую агрессию по отношению к охранникам правопорядка, в результате этого инцидента были задержаны. 

После открытого протеста оппозиции правительство Грузии распространило свою версию официальной информации об онлайн-встрече Абашидзе-Карасина.

Согласно сообщению пресс-службы правительства Грузии, представитель Грузии в самом начале встречи сделал заявление о тяжелой ситуации, сложившейся в Абхазии и Цхинвальском регионе (Южной Осетии), проведении масштабных военных учений вблизи от границ Грузии, продолжении так называемого процесса бордеризации вдоль «линии оккупации», о фактах грубых нарушений прав человека, фактическом прекращении сообщения между Грузией и ее «оккупированными регионами». Особое внимание Зураб Абашидзе заострил на подписании Россией и Абхазией соглашения о создании общего социально-экономического пространства России и Абхазии и расценил его как «очередной незаконный шаг, направленный на аннексию этой территории». (В МИД России эти претензии грузинской стороны назвали «безосновательными», а относительно «бордеризации» и «незаконных задержаний» указали, что «речь идет об обеспечении безопасности людей», и подчеркнули необходимость «прекращения провокаций и незаконных переходов госграницы со стороны Грузии»).

Относительно вопроса возобновления авиасообщения между Грузией и Россией представители грузинской стороны отметили, что «политизировать эту тему неправильно».  

А на претензии в адрес лаборатории Лугара Зураб Абашидзе ответил, что центр общественного здравоохранения имени Ричарда Лугара выполняет важную роль в борьбе с пандемией в Грузии, поэтому «пропагандистский ажиотаж вокруг него совершенно неприемлем». Он заверил, что «в соответствующей эпидситуации центр будет готов принять у себя группу иностранных, в том числе российских экспертов для ознакомления с деятельностью лаборатории».

Дополнительные разъяснения дал и сам Зураб Абашидзе, комментарий которого появился на сайте правительства вслед за информацией пресс-службы о видеоконференции. 

По информации Зураба Абашидзе, на онлайн-конференции с Григорием Карасиным на этот раз события 2019 года вообще не упоминались. Опроверг он и фразу об «обоюдном настроена преодоление негативных последствий известной антироссийской провокации, устроенной грузинскими националистами летом 2019 года».

«Хочу заявить, что ничего подобного не было. Такой двусторонней готовности в связи с этой темой мы не выражали, и события 2019 года на встрече вообще не упоминались. Это интерпретация российской стороны», – пояснил Абашидзе.

Что касается вопроса возобновления прямого авиасообщения, представитель Грузии, по его словам, напомнил, что полеты прекратились по инициативе российской стороны. Зураб Абашидзе отметил, что этот вопрос можно будет обсудить соответственно эпидситуации, но подчеркнул, что «ни одного факта русофобского отношения к российским туристам в Грузии никто назвать не сможет».

Грузинские эксперты характеризуют создавшуюся вокруг этой встречи в Грузии ситуацию как «информационный конфликт» и поясняют, что своевременная публикация официальной информации правительства Грузии лишила бы оппозицию оснований для выражения протеста.

«Все дело в информационном конфликте, который был создан в результате опубликованной на сайте МИД России информации, где говорилось о том, что грузинская сторона якобы согласна с приведенными в этом заявлении формулировками. Если бы грузинская сторона своевременно опубликовала официальную информацию или заявление и комментарий МИД, то у оппозиции было бы меньше оснований устраивать подобные акции-перформансы у здания парламента», – заявил в беседе с корреспондентом «Пресс-клуба Содружество» эксперт Заал Анджапаридзе.

Что касается самого формата Абашидзе-Карасин, отношение к нему в Грузии неоднозначное. Оппозиция и часть экспертов считает формат неэффективным и требует его упразднения. По мнению Заала Анджапаридзе, рушить такой формат сегодня нежелательно, но ему нужно придать новые, дополнительные функции и нагрузку. 

«Я думаю, что стороны должны сесть и очень основательно обсудить, как будет работать формат дальше, оставить его в том виде, в каком он существует сейчас, или придать ему новые функции, новую нагрузку. Но это не может решаться отдельными лицами в отдельных кабинетах. Это решение должно быть принято на основании широкого консенсуса. Если речь пойдет о внесении дополнений, то решение нужно принимать вместе с общественностью, политическими силами, экспертными кругами, чтобы найти наиболее оптимальный вариант», – подчеркнул З. Анджапаридзе.

По его словам, на сегодняшний день формат Абашидзе-Карасин – это единственная площадка, где решаются многие вопросы двусторонних грузино-российских отношений.

«Я считаю, что ломать этот формат нецелесообразно, потому что это единственнная площадка, где решаются вопросы, не входящие в повестку дня тех же Женевских дискуссий. Благодаря этому формату грузинские товары вернулись на российский рынок, а грузинские предприниматели получили дополнительные доходы. Открылся туризм, который принес доходы грузинским туроператорам и другим представителям этого бизнеса. Даже в том виде, в каком он существует сегодня, этот формат приносит больше пользы, чем вреда», – отметил Заал Анджапаридзе.

Напомним, что формат Абашидзе-Карасин был создан в Грузии в конце 2012 года по инициативе тогдашнего премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили, после победы его партии «Грузинская мечта» на парламентских выборах 1 октября. Встречи в рамках этого формата до начала пандемии коронавируса проходили в Праге. В ходе видеоконференции 27 ноября стороны договорились, что если общая эпидситуация в мире позволит, то следующая встреча в первом квартале 2021 года пройдет в очном формате в Праге.

От Хачидзе Ирина

Корреспондент Пресс-клуба в Грузии