Насколько власть во главе с премьер-министром Николом Пашиняном контролирует сейчас ситуацию в стране? Прислушается ли Пашинян к требованию почти всех политических сил, президента Армена Саркисяна, Академии наук, ЕГУ, многих структур в диаспоре уйти в отставку и провести внеочередные выборы? Удастся ли Пашиняну и “Моему шагу” удержать власть? И имеют ли они шанс на политическое будущее в случае поведения внеочередных выборов в 2021 году?  Политическая борьба будет идти исключительно в правовом поле или есть опасность уличных столкновений?  Возможен ли приход к власти в Армении в результате внеочередных выборов политических сил, настроенных к России негативно? 

На эти и другие вопросы Пресс-клуба «Содружество» ответил кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры политологии Российско-Армянского университета (РАУ), политолог Норайр Дунамалян.

Как Вы охарактеризуете внутриполитическую ситуацию в стране? Насколько власть во главе с премьер-министром Николом Пашиняном контролирует сейчас ситуацию в стране?

Внутриполитическая ситуация в стране остается неопределенной и крайне сложной. По сей день многие не осознали последствий войны в социальном, политическом и моральном плане, поэтому необходимо создать новую общественную повестку, установки, ориентиры, а не замыкаться на обсуждении прошлого.

Что мы имеем на деле? Несмотря на ответственность за поражение в войне, правительство не хочет уходить в отставку и, как следствие, не предлагает какого-либо внятного выхода из сложившейся ситуации. Совет 17 оппозиционных партий только сейчас предложил кандидатуру Вазгена Манукяна на пост премьер-министра и тем самым анонсировал качественно новый этап политического противостояния.

Вместе с тем следует иметь в виду, что «осторожный» отказ партии «Просвещенная Армения» поддержать оппозиционного кандидата создает дополнительные риски в вопросе продвижения кандидатуры Вазгена Манукяна в парламенте. Таким образом, процедурная часть смены правительства может встретиться с большими проблемами без сильного давления «улицы» на парламентариев. Нынешняя ситуация очень сильно отличается от апреля-мая 2018 г., когда все оппозиционные партии поддержали «революционного» кандидата.

Таким образом, оппозиция, в отличие от власти, выдвигает новую повестку, которая необязательно успешно может быть реализована, но она есть. Власти же только сейчас выходят из глубокого нокдауна, говоря о попытках решения некоторых проблем, возникших после войны, но продуманной программы действий с необходимым элементом в виде отставки правительства и проведения внеочередных выборов в конкретные сроки – нет. Есть только туманная дорожная карта правительства, которая не отвечает сложившейся ситуации, так как даже при условии решения социальных вопросов семей погибших и раненных или других проблем армянское общество все еще будет нуждаться в определенности будущего политического курса, имеющего экзистенциальное значение.

Почти все политические силы, даже бывшие партнёры Пашиняна из АНК, президент Армен Саркисян, Академия наук, ЕГУ, многие структуры в диаспоре выступают за отставку Пашиняна и внеочередные выборы. Прислушается ли к ним власть?

Из-за особенностей Конституции и текущего общественного дискурса отдельные заявления не могут достичь успеха без сильного общественного давления. Надо понимать, что армянское общество «устало» от потрясений, что ведет скорее к апатии, чем активной борьбе. Кроме того, позиции рядовых граждан не аккумулируются в Фейсбуке, чего власть и оппозиция не очень понимают, а рейтинг Пашиняна все еще не достиг нулевой точки. Здесь много факторов, связанных с мифом о приходе «старых» к власти, разные теории заговоров, отсутствие конструктивизма в оценке ситуации.

Единственной конструктивной позицией власти могло быть объявление о внеочередных выборах в конкретные сроки, но власть не пошла на это. Видимо сказалось хроническое отсутствие стратегического мышления. Пашинян обошелся лишь смутным намеком на внеочередные выборы. Как бы неуместно это не звучало сейчас в поствоенных условиях и необходимости быстрого реагирования, но общество пытается видеть более конструктивный подход к решению проблем. На этом играет власть, манипулируя старыми мифами о коррупции, а оппозиция не предлагает готовых решений и пытается использовать старые инструменты.

Можно сказать, что в текущих чрезвычайных условиях мы возвратились по уровню политического напряжения к 2011 году, но тогда власти во главе с Сержем Саргсяном удалось решить проблему с помощью диалога с оппозицией. В данный момент такой возможности почти нет.

Удастся ли Пашиняну и “Моему шагу” удержать власть?

Никол Пашинян может пойти по пути «предложений к диалогу», «отвлечении внимания» или рутинизации протестов, но надо понимать, что любая попытка удержания власти сегодня является ударом, прежде всего, по армянской государственности. Необходимо пересмотреть ряд фундаментальных вопросов, касающихся национальной безопасности, социально-экономических проблем, морально-психологического состояния общества.

Однако власть (вне зависимости от мотивации таких действий) может решить удерживать власть на фоне углубляющегося раскола общества, но рано или поздно это приведет к столкновениям, да и сформировать программу реформ, учитывая прошедший путь «революционного» правительства, не удастся. Стратегия «удержания власти» изначально является провальной.

И имеют ли они шанс на политическое будущее в случае поведения внеочередных выборов в 2021 году?

У нас не раз политические деятели возвращались из небытия, но вопрос в том, каким будет будущий общественный дискурс в отношении внутриполитических и внешнеполитических проблем. Но это долгосрочная перспектива. Горизонт политического будущего партии «Гражданский договор» и команды Пашиняна вообще все более размывается, так как эта политическая сила осталась парадоксально маргинальной (что, кстати, помогло ей в достижении власти в 2018 г.) и вряд ли сможет заручиться поддержкой электората в новых условиях. Иными словами, чем больше «Мой шаг» затягивает вопрос с подготовкой к досрочным выборам и отказом представлять свою кандидатуру, тем меньше у него шансов остаться в политической жизни страны.

В Ереване регулярно проходят акции протеста против властей различных политических сил. Политическая борьба будет идти исключительно в правовом поле или есть опасность уличных столкновений?

Как я уже сказал, сохранение протеста в правовом поле зависит от власти, так как возможность уличных столкновений при нынешнем уровне «усталости» общества невозможен. Однако могут возникнуть большие проблемы, связанные, с одной стороны, с снижением рейтинга Пашиняна и, с другой, исчерпанием правовых методов давления на власть со стороны оппозиции. Подобная ситуация уже встречалась в политической истории Армении перед событиями «1 марта», но в нынешних условиях такой сценарий зависит, прежде всего, от поведения Никола Пашиняна и ответственного отношения оппозиции, хотя мне кажется, что власть быстро пойдет на уступки при условии массовости митингов и непрерывности протестного давления.  

Возможен ли приход к власти в Армении в результате внеочередных выборов политических сил, настроенных к России негативно?

Российский миротворцы в Арцахе – новый фактор в армянской внутренней политике. Если до этого наличие 102 российской базы в Гюмри можно было игнорировать в качестве политического аргумента, то миротворческая миссия стала не только внешнеполитическим фактором, но и внутриполитическим. Кроме того, стоит отметить крайнюю уязвимость системы национальной безопасности Армении на данный момент, которая повышает роль России в качестве стратегического союзника, поэтому фактор «пророссийскости» будет присутствовать в программе основных политических сил во время выборов (скорее всего это будет блок оппозиционных партий).

Есть ли необходимость в конституционной реформе? Если да, что, по-Вашему, необходимо изменить в нынешней конституции?

Это один из важнейших вопросов, который не был решен в 2018 г. и позже, так как Конституция 2015 г. парализует политический процесс в кризисные моменты, чему мы являемся свидетелями сегодня. Вне зависимости от выбора формы правления (возможен переход к полупрезидентской или президентской форме) или сохранения парламентского правления все элементы будущей системы должны согласованы и сбалансированы, необходима полноценная система сдержек и противовесов. Тема конституционных изменений слишком обширна, но если коротко отметить несколько фундаментальных моментов, то нужно выбрать адекватную для армянского общества форму правления (по моему мнению, это реальная парламентская республика с расширенными полномочиями президента, хотя сейчас ведутся дискуссии вокруг президентской формы), эффективную избирательную систему (желательно сложную мажоритарную систему или смешанную) и работающую модель административного устройства, включающую активное вовлечение общин и муниципалитетов в процесс государственного строительства и быстрого реагирования на проблемы на местах.

От Халатян Айк

Политический обозреватель