В грузинском политическом лексиконе появилось новое «ругательное слово» в адрес политических оппонентов – штрейкбрехер. Ввел его в обиход наш бывший президент, а ныне гражданин соседней державы, где он занимает высокий государственный пост, М. Саакашвили, который в интервью одному известному западному изданию на русском языке поведал занимательную историю.
Оказывается, он знает, как миссионеры «кровавого диктатора, который узурпировал власть в стране» предлагали лидерам оппозиционных партий, преодолевших избирательный барьер, но отказавшимся войти в парламент, огромные деньги в обмен на согласие занять свои депутатские места. И даже знает сумму взятки – от двух до трех миллионов долларов.
Это интервью очень сильно огорчило наших оппозиционеров. Им пришлось отвечать на вопросы прессы. Всех интересовало – кого же именно имел ввиду экс-президент? Некоторые оппозиционные политики недоуменно пожимали плечами, другие клялись и божились, что точно не их (пусть, мол, только попробуют подойти с таким предложением), а иные, к примеру, как лидеры партии «Лело», которые сами банкиры и миллионеры, – только снисходительно улыбались.
Неужели бывший президент просто соврал, оклеветав своих бывших соратников, которые, по его мнению, могли пойти на сделку с нынешней властью? Думается, что он, как человек, сведущий в политических интригах, точно рассчитал время своего скандального заявления. Ведь в стране продолжается политический кризис, вызванный демаршем оппозиции, в результате которой главный государственный институт – Парламент – может оказаться недееспособным. В нем представлены лишь депутаты от правящей «Грузинской мечты», которых для принятия законов, требующих конституционного большинства, недостаточно.
И вот для того, чтобы как-то преодолеть этот кризис и выйти из тупикового состояния, было запланировано проведение очередного раунда переговоров между оппозицией и властью. Причем ряд оппозиционных партий и объединений прямо заявляли, что бойкот высшего законодательного органа может оказать негативное воздействие на социально-экономическую ситуацию в стране. Напомним, что Грузия – парламентская республика, и именно Парламент определяет и решает все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.
К тому же сесть за стол переговоров и найти приемлемый для сторон компромисс власть и оппозицию призвали западные партнеры, к которым у нас прислушиваются. Да и попробуй не прислушаться, когда наша финансовая система зависит от западных инъекций. «Мы выделили Грузии около 1,5 миллиарда евро, из которых две трети – это гранты, а остальное – кредиты», – отметил глава дипмиссии Евросоюза в Грузии К. Харцель.
А на днях дипломатические миссии Франции и Германии, аккредитованные в Тбилиси, выступили с совместным заявлением, в котором призвали все политические силы Грузии к диалогу, оставаясь на пути демократических реформ, обсуждать все спорные вопросы там, где это происходит во всем цивилизованном мире. «Парламент – подходящее место для таких дебатов. Парламентский процесс поможет укрепить как достигнутые результаты, так и их реализацию, а в конечном счете – доверие к государственным институтам Грузии», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте посольства Франции в Тбилиси.
Сама возможность консенсуса между сторонами, как видно, не входит в политические планы основателя и лидера «Национального движения» М. Саакашвили. Ведь его партию предлагают вообще лишить права участия в политической жизни страны. Причин называют несколько, в том числе и то, что ее лидер не является гражданином нашей страны, да еще и в розыске. Так что у нашего бывшего одна надежда на возвращение в грузинскую политику – через революционный сценарий, который он уже однажды с успехом разыграл.