Сегодня в образовательной системе страны нарушена цепочка школа-вуз-производство. Со знаниями, полученными в школе, юноши и девушки не могут поступить в высшее учебное заведение, а окончив институт –  устроиться на работу.

Об этом и многом другом в интервью корреспонденту Пресс-клуб «Содружество» рассказал доцент кафедры журналистики Бакинского государственного университета Заур Бабаев.

– Вы много лет преподаете в Университете, хорошо знакомы с образовательным процессом. Какие проблемы в сфере образования вы бы выделили?

– Основная проблема заключается в том, что образовательный процесс в школах и университетах совершенно не взаимосвязан. Сегодня недостаточно окончить школу, и с этими знаниями поступать в вуз. Нужно обращаться за помощью к репетиторам, ходить на дополнительные занятия. Но гораздо проще наладить образовательный процесс таким образом, чтобы школьники, окончив школу, могли спокойно поступить в высшие учебные заведения. Дело в том, что школьная программа не совсем полностью охватывает программу, которая  рассчитана на абитуриентов, сдающих вступительные экзамены.   

– Может, педагоги не пытаются заинтересовать школьников и вовлечь в учебный процесс из-занизких заплат?

– Безусловно, должна быть мотивация. Но сегодня в образовательной сфере мы перенимаем опыт Запада. Например, наша система высшего образования включена в Болонскую. Но не всегда все, что приемлемо там, нам подходит. Вы знаете, что английские школы переходят на советскую систему образования? С этого года по этой системе будут работать многие английские школы. 

– Вы считаете, что стоило бы внести изменения в систему образования?

– Да! Можно было бы наладить связь между школьным образованием и университетским. Нужно добиться того, чтобы все школьники, без каких-либо дополнительных подготовительных занятий, могли поступать в высшее учебное заведение. 

– Унасвузы, готовя специалистов, не учитывают потребности рынка труда…

– Вы правы. Сегодня абитуриенты фактически не выбирают себе профессию, они выбирают группу. Отметим, что экзамены проводятся по группам специальностей: 1группа – технические специальности; 2группа – финансовые специальности; 3группа – гуманитарные специальности и 4группа – медицинские и сельскохозяйственные специальности (-Авт.).

Тем самым, система зачисляет абитуриента автоматически, в зависимости от того, сколько баллов им набрано и какие 15 факультетов указаны (исходя из группы). Таким образом, абитуриент поступает на одну из специальностей, возможно на ту, которую особо и не желал. Я часто слышу от студентов такую фразу: «Я хотел быть юристом, а попал на факультет журналистики». Тут можно изменить название факультетов, но принцип остается тот же. На мой взгляд не стоит прерывать цепочку: школа-вуз-производство. 

– Получается, абитуриентов лишают права выбора…

– Именно! Такой подход приводит к тому, что школьники ближе к девятому классу  выбирают для себя профессию, а группу для поступления. А там, как повезет. Это неправильно, такой процесс дезориентирует. 

 И поэтому, окончив университет, ониостаютсябез работы, или переучиваются…

– Да, и это большая проблема. Каждый год в высшие и средние учебные заведения поступают порядка 125 тысяч человек. Большинство из них учатся на платной основе. Сегодня высшие учебные заведения не только  являются учреждением, дающим знания, но и одновременно неплохой возможностью заработать. В любой стране университеты работают по принципу бизнеса. А при таком раскладе необходимо учитывать потребности рынка труда.

Представьте, сегодня многие наши институты выпускают студентов тех профессий, в которых рынок труда вообще не заинтересован. Это просто потерянные четыре года для студента и, соответственно, для преподавателя. Было бы неплохо обратить внимание и на эту проблему. Например, очень многие поступают на юриспруденцию, надеясь, что станут судьями или прокурорами, будут получать высокие зарплаты. Они не думают, что сегодня на рынке труда и так много адвокатов, которые порой работу найти не могут. А прокурорами и судьями сразу не становятся. 

– Вы считаете, что вузы могли быработать по заказу?

– В идеале, конечно, да. Но прийти к этому сразу невозможно. Но постепенный переход более чем приемлем. И самое главное, от этого все только выиграют. 

– Но для начала важно проанализировать рынок труда…

– Да! Но у нас даже нет толковых центров социологических исследований, которые бы этим  занимались. Пока не будет заказа на подобное исследование, никто его не станет это проводить. Раньше существовало такое понятие, как распределение. После окончания высшего учебного заведения, выпускника отправляли на два года работать по специальности. Процесс был обязательным, однако, потом все это сошло на нет. Но это очень помогало, кроме того, у поступающих была возможность выбрать себе профессию, и уже потом сдавать экзамены.

– В настоящее время,согласно Болонской системе,все экзамены письменные?

– Это, кстати, на мой взгляд, недочет. Хорошо бы наладить дифференцированный подход.  Зачем сдавать письменно такой предмет, как «культура речи»?! 

– Если обобщить вышесказанное, на ваш взгляд, нужно повысить зарплаты педагогам и изменить систему образования в средних и высших учебных заведениях?

– Было бы хорошо начать постепенно менять систему, и конечно, стимулировать педагогов. Сейчас молодежь не хочет идти преподавать из-за низкой заработной платы. А многие известные журналисты, которые приходили  преподавать пару раз в неделю, уходят. 

– Почему? Платят копейки?

– Конечно. Почасовую оплату дают в размере меньше трех манатов. За такую сумму никто не будет преподавать. 

– А кто определил тариф?

– В 1968-69 годах Совет министров СССР определил такую почасовую оплату. Хороший практик-журналист не станет работать за вышеуказанную сумму. 

– Признаться, определенная часть молодежи тожеабсолютно поверхностно относится к учебному процессу…

– Вы правы, но для педагога очень важно суметь вовлечь студента в образовательный процесс. Кроме того, не все должны иметь высшее образование. 

– Что вы хотите этим сказать?

– Наша молодежь в массовом порядке стремиться получить высшее образование. Это неплохо, но если ты недотягиваешь, не нужно это делать только ради диплома. А ведь нам очень нужны специалисты, а не те, кто окончив вуз, не знает, что ему дальше делать. Рынок  заинтересован в хороших сварщиках, инженерах, слесарях, сантехниках, малярах… Эти профессии востребованы, да и этой специальности можно научиться, есть, например, профтехучилища. Ведь самое главное – быть профессионалом своего дела. 

Татьяна Иванова

От Иванова Татьяна

Корреспондент Пресс-клуба в Азербайджане