Бесспорно, что в нашем обществе существуют темы, которые, несмотря на их сложность, нужно обсуждать. Представленное интервью – это продукт диалога с учёным-исследователем Арчилом Сихарулидзе, приглашённым лектором Тбилисского государственного университета им. Джавахишвили. С ним мы побеседовали о политической науке на постсоветском пространстве, о жизни учёного и об общем характере проблем, с которыми сталкиваются исследователи.

Арчил, вы прошли долгий путь от статуса студента до исследователя политических процессов как в Грузии, так и за рубежом. Вы ощутили на себе различие в подходах к науке в различных странах? Расскажите, есть ли фундаментальные отличия, например, в отношении к той же политической науке в Российской Федерации и в Грузии?

Да, конечно. В первую очередь есть фундаментальная разница в непосредственном определении термина – наука. Для постсоветских государств наука априори связана с государством, особенно, когда дело касается политических и социальных направлений, которые на протяжении многих лет были «под колпаком» Советской власти. Исходя из этого, учёный-историк на Западе – это исследователь, нацеленный на рынок и пытающийся повысить свой рейтинг не только через качественный академический анализ, но и популярность своих трудов. В наших же странах, это учёный-историк-патриот, который обязан написать патриотически настроенный труд, одобренный руководством, так, чтобы никого не обидеть и остаться верным своему долгу перед страной. Когда учёный в нашем регионе что-то пишет или публикует, то он всегда думает о «последствиях»: не помешает ли это ему в политической, бизнес и другой карьере, которая необходима, чтобы физически выжить. И это ещё одно сильное отличие – учёные у нас занимаются всем, чем можно, чтобы получить дополнительный заработок и содержать семью. Как сказал мой американский коллега, в стране нет такой профессии, как учёный на «полную ставку». Кстати, одной из причин того, по которой я создал свой собственный блог «Ученый LIVE» и вообще одной ногой нахожусь в бизнесе – это отсутствие соответствующего дохода. Ну и, конечно же, чем больше пространства, тем больше возможностей у учёных делиться своими мыслями, не будучи зажатыми местной номенклатурой и патриотами. Например, как не странно, в т.н. «авторитарной» России больше свободы в сфере политической науки, нежели в Грузии. Это связанно с тем, что Грузия маленькая страна, строго придерживающаяся формулы «были коммунистами, стали демократами!»: т.е. раньше все хвалили коммунизм, гнобили Запад, а сейчас все хвалят Запад и гнобят Советы.

Помимо научной вы также занимаетесь преподавательской деятельностью, читаете открытые лекции. Если посмотреть на пособия и материал, который используется в обучении студентов в Грузии, то преобладают зарубежные авторы. Как Вы думаете, почему в стране сложилась практика преподавания, оторванная от практических исследований и свежего взгляда на вещи?

Ответ очень простой: ведущие грузинские академические элиты получили образование на Западе и считают, что лишь на Западе лучше всех знают, что надо учить и как надо учить, более того, эти же люди предпочтут прочитать книгу по истории Грузии от западного автора, нежели местного. Комплекс неполноценности не позволяет этим людям осознать, что качество академических трудов на Западе – это не результат какого-то Божьего проведения, а результат свободы мышления и, конечно же, труда. Что же касается практики – то я уже отчасти ответил на этот вопрос. Практика нуждается в финансовых ресурсах, которых у грузинских университетов нет или, по крайне мере, они так думают. Простой пример: у меня был коллега из Германии, который учился в аспирантуре. Он писал книгу об отношениях Персидской и Российской Империй. Для этого университет оплатил ему полевые работы в Грузии. На протяжении нескольких месяцев он штудировал архивы у нас в Тбилиси, а по ходу наслаждался отдыхом в стране. Несколько лет тому назад, опираясь на грузинские источники и архивные материалы, он издал книгу в одном из ведущих издательских домов. Мог ли такое же сделать грузинский исследователь?! Да, конечно, но ему пришлось бы несколько лет голодать и не работать.

Вы очень активны в социальных сетях: ведёте личную страницу в Facebook, Instagram. Недавно была запущена платформа Soviet Bazaar, а потом и Ваш видеоблог в Youtube «Учёный Live». Расскажите подробнее о блоге и чему он служит.

Я вскользь упомянул свой блог и то, что на нашем пространстве недостаточно быть просто хорошим ученым – это не приносит ни дохода, ни каких-либо других дивидендов. Поэтому большая часть моих коллег занимается т.н. политической экспертизой, т.е. они сидят на грузинском телевидении и пытаются продать свои знания как продукт, надеясь на то, что их пригласят советниками в правительство. Я лично не особо желаю вмешиваться в такие вопросы, поэтому и решил уйти на международный рынок и использовать социальные сети для заработка и популяризации политических наук и в общем академических стандартов. В частности, я основал Instagram магазин SovietBazaar, аналог eBay на постсоветском пространстве, а также начал блог Ученый LIVE, в котором описываю жизнь обыкновенного ученого. Моя цель – это сформировать четкое понимание того, что значит заниматься наукой на постсоветском пространстве, прелести и трудности нашей работы. Ну и конечно же, популяризация науки, академической честности и непредвзятости в суждениях.

Ваша идея о блоге исследователя на постсоветском пространстве оригинальна и, по сути, занимает нишу, на которую, насколько мне известно, ещё никто не отважился посягнуть. К сожалению, в Грузии качественные блоги, а тем более научные, не получают заслуженного внимания. Как Вы планируете вести диалог с аудиторией, которая в большей степени приучена слушать эмоциональные выпады в телеэфирах, нежели взвешенный анализ тех или иных событий?

Как ни странно, но это ниша не занята не только в Грузии, но в общем на всем постсоветском пространстве. Наше телевидение и социальные сети в основном фокусируются на лжи, дезинформации, шоу, маскараде и других вещах. Главный подход — кричать как можно сильнее и зарабатывать на этом деньги или же политические очки. Именно поэтому я и решил занять эту нишу не в грузинском сегменте, а на всём постсоветском, т.е. свой блог я веду на русском языке. Я уверен в том, что среди миллионов пользователей социальных сетей есть много тех, которые хотят наконец-то услышать голос разума, спокойствия, призыва к диалогу и, наконец-то, сбалансированный анализ, не деформированный псевдо-патриотизмом и другими нежелательными проявлениями нашей повседневной жизни.

От Скворцова Нино

Политический обозреватель