2 декабря 1920 года в городе Александрополь (ныне Гюмри) между Турцией и Арменией был подписан мирный договор. Подведя итог армяно-турецкой войны 1920 года, этот документ фиксировал капитуляцию армянской армии и превращение Армении в турецкий протекторат.

Кемалисты

Поражение в мировой войне 1914-1918 годов предопределило крушение Османской империи. Согласно Севрскому мирному договору, она оказывалась разделённой союзниками на зоны оккупации и протектораты.

От лица Турции Севрский договор был подписан правительством султана Мехмеда VI, однако турецкие националисты – новая политическая сила, возглавляемая генералом Кемалем-пашой (будущим Ататюрком), отказались признать условия договора, согласно которому Турция превращалась в колонию Западных держав и их саттелитов.

7 июня 1920 года кемалисты аннулировали все официальные акты, подписанные османским правительством без одобрения собравшегося в Ангоре (ныне Анкара) Великого Национального Собрания Турции. Кемалисты призвали соотечественников к борьбе с Антантой и её союзниками и объявили мобилизацию.

Просчёт дашнакцаканов

Ситуация обострилась и на Южном Кавказе. Весной 1920 года правящая в Армении партия «Дашнакцутюн» заявила, что, согласно Севрскому договору, намерена оккупировать и присоединить к независимой Армении несколько турецких вилайетов (областей) с преимущественно армянским населением. В этой решимости дашнаков укрепляли обещания Британии и США оказать им дипломатическую и военную помощь в случае конфликта с турками. Кроме того, дашнакское правительство Армении надеялось, что военные силы кемалистов, вовлеченные в борьбу со странами Антанты в западной части Турции, не смогут оказать им серьёзного сопротивления.

24 сентября 1920 года Армения объявила Турции войну и перешла в наступление в Северо-Восточной Анатолии. Однако к этому времени кемалисты успели заручиться поддержкой Советской России, которая так же, как и они, считала Антанту своим смертельным врагом и тайно передала Кемаль-паше миллион золотых рублей, оружие и боеприпасы.

Дашнакские войска были разгромлены турками в течение месяца. Наступление турецких войск сопровождалось этническими чистками. 30 октября правительство Армении обратилось за помощью к Антанте и США, но ни одна из держав не изъявила желания вмешиваться в конфликт на периферии их геополитических интересов. Армения была брошена на произвол судьбы. Удар в спину нанесли и грузинские меньшевики – воспользовавшись тяжелым положением Армении, грузинские войска оккупировали весь Лорийский регион. К концу ноября под контролем дашнаков оставалась лишь Эривань и окрестности озера Севан.

Триумф Турции

2 декабря армянская делегация вынуждена была подписать унизительный Александропольский договор. Согласно ему, Армянская Республика полностью отказывалась от условий Севрского договора и отзывала свои делегации из стран Антанты. Дашнаки отказывались от всех спорных территорий с Азербайджаном и уступали Турции Карсскую область. Вся Армения сжималась до территории меньше Араратской долины – части Эриванской губернии и озера Севан, а также признавала право Турции на контроль над Нахичеванью. Армянская армия сокращалась до 1,5 тысяч штыков, при 20 пулеметах и 8 орудиях. Турки получали право на военную инспекцию. Кроме того, дашнаки признавали за Турцией право предпринимать военные меры на территории Армении. Это был триумф Турции.

Возвращение в Россию

Фактически Александропольский договор означал конец армянской независимости. Однако уже 4 декабря Красная армия, спеша на помощь восставшим армянским большевикам, вступила в Эривань. Власть «Дашнакцутюна» была низложена, его лидеры –  Симон Врацян и Гарегин Нжде скрылись в Зангезуре. К счастью для армян, Александропольский договор так и не вступил в силу – его не признало ни новое большевистское правительство Армении, ни Советская Россия. Несколько месяцев спустя между кемалистской Турцией и РСФСР были заключены сначала Московский, а затем и Карсский договоры (1921 г.). Армения входила в состав новой, теперь уже советской империи, турки забирали Карс, но отдавали Батум. Статьи Александропольского мира так и не вступили в силу, но ясно дали понять, что было бы с Арменией и её населением, если бы не помощь Советской России. 

Игорь Бергман