9-10 декабря по инициативе Вашингтона и лично президента Байдена прошел «Саммит за демократию», главный смысл которого заключался в удержании своих нынешних мировых позиции и создания неких разделительных линий мирового и регионального масштаба.

14-15 декабря свою активность проявил и Европейский союз, пригласив лидеров Армении и Азербайджана участвовать в трехсторонней встрече, а затем и в очередном саммите «Восточного партнерства», попытавшись таким образом перехватить инициативу у Москвы.

В беседе со старшим научным сотрудником сектора кавказских исследований Российского Института стратегических Исследований Константином Тасицем «Джейран медиа» обсудил основные цели, преследуемые Западом и США в отношении региона Южного Кавказа, а также возможности по перехвату инициативы у Москвы.

На «Саммит за демократию», который проходил в США 9-10 декабря были приглашены более ста стран, в том числе и Армения. Каковы, по вашему мнению, основные причина и цель приглашения этой страны на данный саммит, нет ли здесь геополитического расчета?

– Мне кажется, Армения была приглашена потому, что она соответствует критериям. Республика значительно улучшила свои позиции в рейтинги демократии, которые составляют различные экспертные структуры, в частности журнал «The Economist». После прихода правительства Пашиняна к власти они отмечали (журнал – ред.), что по целому ряду позиций – свобода слова или свобода собраний – она (Армения – ред.) улучшила свои показатели. Такое приглашение (не конкретно Армении) – это политика США по созданию разделительных линий для того, чтобы делить государства на авторитарные или на диктатуры и демократические, что имеет место быть. Армения в силу своего масштаба не представляет отдельного интереса, она среди других стран, которые с точки зрения американцев соответствуют этим вот критериям.

Установит ли программа «Восточное партнерство» новые приоритеты для Армении и будет ли Ереван новым плацдармом в рамках ЕС и США? Или же ЕС — это только о деньгах и ничего больше?

– По итогам саммита были обозначены пять флагманских проектов, которые будут реализовываться в 2020-2025 годах. Они включают в себя проекты, связанные с зеленой энергетикой, коммуникациями. Евросоюз выделит средства на строительство международного транспортного коридора Север-ЮГ, то есть современного шоссе, которое будет связывать Иран с Арменией и дальше с грузинскими портами на Черном море. Отдельный проект посвящен ситуации в Сюнике, будет поддержка там местного населения, развитие малого и среднего бизнеса. Это не говорит о каком-то кардинальном пересмотре не в худшую, не в лучшую сторону, это поступательное развитие отношений двух стран по намеченным ранее траекториям.

Глава Евросовета Шарль Мишель 14 декабря в Брюсселе провел трехстороннюю встречу с лидерами Армении и Азербайджана, 15 декабря состоялся очередной саммит «Восточного партнёрства». Как вы можете оценить данный шаг ЕС, способен ли Запад перехватить инициативу у Москвы и сыграть значимую роль в вопросе послевоенного урегулирования без вовлечения Москвы?

– Мне кажется, что не совсем верно рассматривать участие ЕС и Москвы в урегулировании конфликта между Арменией и Азербайджаном с точки зрения конкуренции, скорее это дополняющие усилия. Лидеры Евросоюза и президент России Владимир Путин координируют свои усилия, поскольку за 2 недели до саммита, перед встречей в Сочи, которая была проведена при посредничестве России между Пашиняном и Алиевым, Шарль Мишель созванивался с Владимиром Путиным, и они обменивались мнениями относительно инициатив, реализуемых Россией, их специфики. И мы видим, что на этой встрече было поддержано трехстороннее заявление, европейцы высказались в пользу того, чтобы выполнить моменты, связанные с открытием коммуникаций, которые были обозначены в документах, подписанных по итогу вооруженного конфликта в ноябре, и в свою очередь они подключили свои усилия в процесс демаркации границы, который будет проходить с участием не только российских экспертов, но и с участием европейских консультантов. В целом это один из немногих конфликтов на постсоветском пространстве, где Запад и Россия действуют сообща и их позиции достаточно близки.  

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу официально заявил, что Армения и Турция начинают процесс нормализации отношений, который будет осуществляться посредством спецпредставителей. Как вы расцениваете данное решение, будет ли оно способствовать нормализации отношений между двумя странами и готова ли Армения к такому шагу?

– Тут будет зависеть от того, на каких условиях будет проходить нормализация. Армения выступает за то, чтобы нормализовать отношения без каких-либо предусловий. Внутри Армении эта нормализация с Турцией населением воспринимается неоднозначно, поскольку есть, во-первых, тяжелая историческая травма, связанная с наследием геноцида армян в начале 20 века, во-вторых, армянское общество полагает, что Анкара сыграла очень важную роль в победе Азербайджана в последнем конфликте. Поэтому правительству помимо каких-то внешних рисков следует еще и учесть обеспокоенность части населения внутри страны для того, чтобы снять опасения по поводу угроз безопасности, которые будут или могут быть в связи с открытием границ и восстановлением дипломатических отношений.