9 января в «Европейской правде» (украинская газета – прим. ред.) вышла статья и.о. посла Украины в Грузии Андрея Касьянова.

Ключевым тезисом в публикации украинского дипломата является утверждение, что грузинская сторона не выполняет союзнические обязательства.

Украинская сторона рассматривает военную помощь, соблюдение режима двусторонних санкций против России, установление визового режима для прибывающих в Грузию россиян, а также защиту законных прав и интересов гражданина Украины Михаила Саакашвили в качестве главных обязательств Грузии как своего союзника.

С начала СВО на Украине Киев запрашивал военную помощь и передачу вооружения у партнёров, наиболее активно обращаясь к Вашингтону и Берлину.

Аналогичные требования украинское руководство предъявляет правительству Грузии, в частности запрашивая зенитный ракетный комплекс типа «Бук» и противотанковую систему «Джавелин». Представители Украины и ряд экспертов утверждали, что ЗРК «Бук» были переданы Грузии безвозмездно, однако 10 января министерство обороны Грузии сообщило, что заявления, распространяемые в средствах массовой информации, не соответствовали действительности — ЗРК «Бук» были закуплены Грузией у Украины, так же как были приобретены противотанковые системы «Джавелин» в 2017 году от американцев.

В своей публичной статье А. Касьянов выразил непонимание относительно реакции грузинского руководства, рассматривающего просьбы официального Киева о передаче вооружений и оказании военной помощи, и оценил это как попытку разжигания войны. Украинский дипломат считает, что в контексте военных действий, проходящих на территории Украины, руководство страны обращается с аналогичными требованиями ко всем своим партнёрам, что в порядке вещей.

Позиция, что Украина предъявляла аналогичные требования всем союзникам звучит как минимум абсурдно и может восприниматься как манипуляция. Киев требовал вооружение у европейских стран-членов НАТО и главной страны в альянсе – США. Возможности Грузии не идут ни в какое сравнение с возможностями членов военно-политического блока.

США являются одним из главных производителей и продавцов вооружения в мире, а страны-члены НАТО обеспечены американскими и совместными локально разработанными вооружениями европейских государств, технические возможности которых недостижимы для Грузии.

Представители Украины не видят или не хотят видеть причины политического разногласия между странами, а началось оно несколькими годами ранее, когда украинская сторона предоставила убежище представителям бывшего руководства Грузии, в отношении которых были заведены уголовные дела на родине. Также, несмотря на возмущения Тбилиси, правительство Украины поддерживало беглых политиков, выдвигало их на руководящие должности. Наибольшее обострение произошло, когда бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили пророчили на пост премьер-министра Украины или официального советника президента Зеленского.

В ответ на возмущения грузинского руководства Киев ответил, что Украина сама вольна принимать решения о назначении чиновников. После подобных заявлений и нанесения имиджевого ущерба грузинскому правительству и стране Киев лишил себя морального права требовать что-либо.

Тем не менее с начала СВО в феврале 2022 года Киев призывал Тбилиси оказать союзническую поддержку, а некоторые представители украинского истеблишмента предлагали, порой требовали открыть второй фронт для снижения активности России на украинском направлении.

Позиция Киева в данном вопросе более-менее очевидна и понятна — продвигать свои интересы и любыми способами организовать поставки вооружения, дабы иметь ресурс для ведения боевых действий.

При всём при этом украинская сторона менее всего заинтересована судьбой Грузии, её интересами и безопасностью. За эти вопросы отвечает грузинское правительство, и оно не единожды обозначило свою чёткую позицию относительно оказания военной помощи Украине.

«Грузинская мечта» рассматривает передачу вооружений и участие государства в формировании и отправке добровольцев в Украину как косвенное вовлечение в военный конфликт.

Представители правительства официально заявляли о том, что радикальная риторика в отношении России не имеет никакого практического значения, поэтому нисколько неудивительно то, что Тбилиси не зациклен на критике Москвы, а выбрал наиболее сбалансированную политику

На международном уровне — в ООН и на других международных площадках — Грузия продолжает выражать солидарность Украине, а также оказывает гуманитарную помощь её народу, отправляя гуманитарную помощь и принимая беженцев.

Это не сделало правительство Грузии менее проевропейским, но при этом риторика стала менее антироссийской. Видимо это и вызывает раздражение у политических оппонентов, стремящихся разыграть, возможно, единственную козырную карту в руках, чтобы вернуться из политического небытия.

Оппозиция, совместно с рядом европейских политиков, активно критикует грузинское правительство и «Грузинскую мечту» за пассивность относительно ситуации на Украине.

На фоне ужесточения риторики в отношении посла США и некоторых европейских политиков, разделяющих мнение оппозиции, «Грузинская мечта» адекватно реагирует на сигналы из Москвы и Брюсселя, отстаивая обозначенную линию невмешательства в украинский конфликт.