Отношения между Грузией и Россией абсолютно неординарные. Вы не найдёте третью, четвёртую страну в мировом масштабе, между которыми отсутствуют политические и дипломатические отношения, нет торгово-представительских домов в этих государствах, но в геометрической прогрессии растут торгово-экономические отношения. Об этом 30 января на площадке pressunity.org в ходе онлайн мероприятия, посвящённому обсуждению роли Грузии в новых геополитических реалиях, сказал общественно-политический деятель, директор Грузино-Российской общественного центра им. Е. М. Примакова Дмитрий Лорткипанидзе.

«Вы знаете, что сейчас Россия уже становится вторым партнёром для Грузии. Это, конечно, феноменальная вещь. Тем более, если иметь в виду, что Грузия не попала в список пятидесяти пяти недружественных государств в отношении России. К чему стремится коллективный Запад, наши заклятые партнёры, которые добиваются того, чтобы Грузия открыла второй фронт против России? – задался вопросом эксперт. – К этому доказательство – сегодняшняя новость. С утра стало известно, что лидером Единого национального движения, а это вторая политическая сила в Грузии, стал Леван Хабеишвили, за которым стоят Вано Мерабишвили, Давид Козерашвили – бывшие министры внутренних дел. Вано Мерабишвили, также бывший министр обороны Грузии, проигравший войну, который стал олигархом, стал официальным миллиардером. Он сейчас спонсирует все медиа средства, которые пропагандируют способность Грузии быть партнёром для Украины и способствуют открытию второго фронта, создав проблемы для России у ее южных границ.

Вы и сами понимаете, что в постсоветском пространстве сейчас зажигаются огни. Это и попытки дать сбой в таджико-киргизских отношениях, были большие проблемы в Казахстане, до этого смена власти в Афганистане, события в Карабахе, в Белоруссии, настрои в странах Прибалтики, которые считаются пробританскими силами, и везде чувствуется напряжение. Единственное государство на всём постсоветском пространстве, которое сохраняет стабильность и является оазисом мира, где скапливается очень много народов, в том числе и из Российской Федерации (мы приняли уже, и владеют видом на жительство около 115 тыс. чел.), около 80 тыс. чел. граждан Украины, около 60 тыс. чел. граждан из Белоруссии, я уже не считаю граждан Азербайджана, Армении, Ирана и стран Арабских государств, – своеобразным «ноевым ковчегом» стала Грузия», – сказал Лорткипанидзе. 

«Конечно, раскачать сейчас ситуацию пытаются многие из наших партнёров. Мы 24 февраля в стране ожидаем новую волну раскачки, так анонсировали представители Национального движения и партнёры – всего 14 политических организаций. Сейчас гражданское общество консолидируется, чтобы противостоять этому новому наезду, можно так сказать, исходя из того, что наш премьер-министр Ираклий Гарибашвили показал себя как очень волевой и мудрый управленец, который ведет через рифы свой корабль. Недавно в Москве я отметил, что кто бы мог подумать, что Финляндия, которая всегда вела себя очень рационально, так нерационально повела себя, в ущерб себе же, уступив своё государство, территорию для противостояния против России коллективному Западу. А Грузия, у которой были какие-то мотивы, почва для того, чтобы примкнуть к требованиям Запада, ведёт себя очень мудро и исходит лишь только из своих органических интересов. Об этом министр Лавров тоже подчёркнуто заявил. На самом деле нельзя не заметить, что сейчас главная наша задача, задача гражданского общества Грузии в том, чтобы сохранить этот мир, стабильность. Это, наверное, новый толчок для того, чтобы мы рассматривали новые предложения, касающиеся участия в региональном формате сотрудничества «3+3». У инициатив такого сотрудничества в регионе большая история. С 1996 года первым инициатором был Эдуард Шеварнадзе, потом, в 2008 г., после «августовских событий», инициатором стал Эрдоган, будучи премьером, сейчас, уже будучи президентом, в 2022 г. снова заявил о таком предложении, которое уже поддержала Россия», – отметил эксперт. 

«Со стороны Сергея Викторовича Лаврова, если помните, было подчёркнуто, что главной задачей в подключении всего региона в формате «3+3» является дислокация тех транспортных коридоров, которые являются препятствием для сотрудничества Севера с Югом. Если представить, что все эти восемь коридоров приходятся на Кавказский хребет и на периметр границы России и Грузии, которая составляет 840 км, то надо исходить из того, что главным объектом этого акцента является Грузия. Грузия, которая имеет сейчас проблему с Черноморским побережьем — глубоководный порт Анаклия, который устраивали американцы, и сейчас он простаивает потому, что мы не можем пока привлечь новых инвесторов. Я думаю, что без участия России этот проект просто не осуществится и, конечно, открытие дороги на Псоу, и все те блокированные коридоры, о которых я уже говорил. Это будет означать то, что с Севера на Юг, то есть со стороны России и вплоть до Индии и Индокитая, Грузия может стать мостом между геополитическими центрами», – заметил Дмитрий Лорткипанидзе.  

«Когда мы говорим о формате «3+3», то мы должны это рассматривать в контексте выстраивания новой формации межконтинентальных отношений, которые подразумевают проект большой Евразии, которая рассматривалась как альтернатива Евросообщества. Конечно, Грузия может сыграть значительную роль в организации такого большого геополитического экономического проекта вместе с Россией. У России всегда были свои исторические интересы в нашем регионе, а у Грузии есть свои органические национальные интересы. Мы с Россией должны без всяких посредников решать свои проблемы», – резюмировал эксперт.