О визите спикера Милли Меджлиса Сахибы Гафаровой в Москву, о встрече Ильхама Алиева со специальным представителем министра иностранных дел России по вопросам содействия нормализации армяно-азербайджанских отношений Игорем Ховаевым, а также текущем уровне двусторонних и многосторонних отношений России и Азербайджана корреспондент pressunity.org побеседовал с политологом, публицистом, главой политического клуба «Южный Кавказ» Ильгаром Велизаде

 13 февраля парламентская делегация во главе со спикером Милли Меджлиса Сахибой Гафаровой прибыла с официальным визитом в Российскую Федерацию. Как Вы оцениваете итоги визита?

 Визит Сахибы Гафаровой и последняя динамика в азербайджано-российских отношениях приходятся на годовщину подписания двустороннего договора о союзнических отношениях. Поэтому визит Гафаровой и Ховаева, а также предстоящий визит в Азербайджан Сергея Лаврова перекликаются с этой датой.

Это рубежная дата, когда можно подводить итоги, анализировать прошедший год с точки зрения двусторонней динамики. Обращает на себя внимание то, что двусторонние политические и экономические отношения развивались достаточно поступательно. Конечно, были определенные сложности, связанные и с внешнеполитическим фоном, и с ситуацией в зоне временной ответственности российских миротворцев. Но в любом случае конструктивный настрой позволяет говорить о том, что все-таки стороны приходят к общему знаменателю относительно ключевых вопросов двусторонней и международной повестки.

 14 февраля президент Азербайджана Ильхам Алиев принял специального представителя министра иностранных дел России по вопросам содействия нормализации армяно-азербайджанских отношений Игоря Ховаева. Насколько продуктивной, на Ваш взгляд, выдалась данная встреча? Что удалось обсудить?

 Что касается дипломатической активности, то необходимо отметить, что российская сторона прилагает усилия для возобновления переговорного процесса, в частности на московской площадке. Это ни для кого не секрет, поскольку в прошлый раз, в декабре 2022 года, трехстороння встреча министров иностранных дел сорвалась по причине неявки министра иностранных дел Армении. И сейчас можно полагать, что армянская сторона не горит желанием вести переговоры с азербайджанской стороной, встречаться в трехстороннем формате.

Недавно спецпредставитель МИД России Игорь Ховаев с официальным визитом посетил Ереван и Баку. Его активность свидетельствует о том, что Москва все-таки пытается этот процесс возобновить и посадить за стол переговоров министров двух стран. Это все происходит на фоне активности западных посредников. Есть устойчивое мнение о том, что российская сторона прилагает усилия для того, чтобы опередить усилия западных посредников.

 Как Вы оцениваете взаимодействие Баку и Москвы и какие имеются перспективы?

 Что касается фона для двусторонних переговоров и многостороннего диалога, то здесь тоже не все легко и просто. Есть фактор санкций в отношении России, есть фактор обострения ситуации в отношениях между Азербайджаном и Ираном. Это тоже не вносит конструктивизма в региональную динамику. Провисает формат «3+3», который был поддержан российской, азербайджанской и турецкой стороной. В свое время о нем достаточно позитивно отзывалась и иранская сторона. Однако сегодня иранская сторона выпадает в пассив в условиях обострений отношений с Баку. Тегеран не демонстрирует желания развивать формат «3+3». Стоит также отметить, что посреднические усилия России могут во многом способствовать возобновлению переговоров в рамках формата «3+3». Россия активно его продвигает. Она заинтересована в разблокировании коммуникаций и в целом в ситуации в регионе. Участие всех сторон очень важно.

Отдельно может рассматриваться тема турецко-армянского диалога. Накануне министр иностранных дел Армении посетил Турцию. Но опять же, региональные акторы внимательно следят за развитием ситуации в этом направлении. Есть интерес в разблокировании коммуникаций. Но односторонний диалог Турции и Армении недостаточен. Необходимо синхронизировать все эти диалоговые площадки по линии Ереван-Баку, Ереван-Анкара, Москва-Баку, Москва-Ереван. Поэтому, конечно же, необходимо сделать очень много: возобновить работу трехсторонней комиссии по разблокированию коммуникаций; возобновить работу комиссии по делимитации/демаркации, где наблюдаются большие проблемы. К сожалению, армянская сторона привлекает в регион нерегиональных акторов, что не способствует разрядке ситуации и вносит дополнительную напряженность. Примерно так сегодня можно охарактеризовать и двусторонний диалог, и ситуацию в регионе.