О ситуации на границе Азербайджана и Армении, а также о деятельности гражданской миссии ЕС корреспондент pressunity.org побеседовал с политологом, публицистом, руководителем Каспийского центра пространственного анализа Ильгаром Велизаде

— Почему Баку и Ереван не могут прийти к согласию и чем обусловлено новое обострение?

 Что касается последнего обострения, то ему предшествовал целый ряд событий. Это, прежде всего, процессы по делимитации и демаркации участка государственной границы. В самом начале, когда данный участок перешел под контроль азербайджанской стороны, была предварительная договоренность о том, что с армянской стороны осуществлять работы по определению рубежей будут армянские военные, а со стороны Азербайджана – азербайджанские военные. Были контакты и т.д. В результате этих контактов процесс наладился. Несколько дней он шел достаточно безболезненно.

В последние же сутки, когда азербайджанская и армянская сторона установили свои позиции, мы наблюдаем, как армянская сторона начала проводить траншейные и инженерные работы от своих позиций в сторону азербайджанских. Азербайджанский пикап выдвинулся на встречу бульдозеру, который проводил эти работы, и объяснил, что подобного рода действия недопустимы, поскольку проходят в непосредственной близости к азербайджанским позициям. Требования азербайджанской стороны не были услышаны. Более того, были провокации.

Нагнетали ситуацию и СМИ. Местные жители начали высказываться о том, что якобы Азербайджан занял не свои позиции, а что это армянские территории. Эта искусственная напряженность в СМИ переросла в реальную напряженность. Складывается впечатление, что это постановочные действия специально были сделаны для того, чтобы нарушить спокойствие, показать агрессивные устремления азербайджанской стороны с надеждой на то, что последует международная реакция, которая спровоцирует шквал негативных высказываний в сторону Азербайджана.

Что касается урегулирования, то еще в прошлом году наметился процесс по созданию политико-правовых норм. Были созданы комиссии и проведено два заседания. Однако в дальнейшем этот процесс застопорился. На сегодняшний день нет продвижений ни по треку, связанному с решением пограничных вопросов, ни по треку, связанному с разблокированием коммуникаций, как в принципе и по вопросу мирного договора. В такой ситуации напряженность неизбежна, потому что правила не выработаны.

Для того, чтобы направить процесс в мирное русло, нужно возобновить деятельность пограничной комиссии. Нужно, чтобы люди договаривались, определяли правила и шли по определенному плану. Нужна ясность, сроки, динамика. Динамики нет, мы ее не видим. А поскольку динамики нет, то в любой момент может произойти нечто подобное. Армянская сторона создает искусственные проволочки во всех вопросах. И в прежние годы нужно было зафиксировать некий статус-кво и не тянуть до бесконечности. Сейчас мы видим такую же ситуацию. Пока консервация на месте будет продолжатся, то не исключены и обострения.

Такая игра с совершенно непонятными результатами для Армении, к сожалению, ведется в угоду политических интересов. Все это происходит на фоне активизации внешнеполитических усилий Азербайджана. Визит президента Азербайджана в Казахстан и Таджикистан. Визит премьер-министра Грузии в Азербайджан и т.д. Эта динамика, видимо, кого-то не устраивает, и они таким образом пытаются нарушить ход реальных событий в нашем регионе.

— Как Вы оцениваете деятельность гражданской миссии ЕС?

— Мы видим, как армянская сторона привлекает внешних наблюдателей для того, чтобы подтвердить свою позицию. Что на границе делает миссия ЕС, и как она будет способствовать процессу нормализации ситуации, делимитации/демаркации, не совсем понятно.

Что касательно недавнего инцидента, то пограничная миссия Европейского Союза и вовсе отказалась посещать село Дыг (ред. Тех – арм.) даже в сопровождении армянских военных, мотивируя свои действия соображениями безопасности. А официальное заявление Евросоюза по поводу произошедшего ограничилось лишь призывом к сторонам активизировать переговоры о делимитации границы. При этом в заявлении внешнеполитической службы ЕС ничего не говорится о самом вооруженном инциденте, как и реакции европейских наблюдателей.

— 7 апреля состоялся официальный визит премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили в Азербайджан. Что Вы можете сказать по итогу визита?

— Связи Турции со странами Центральной Азии, связи Европейского Союза со странами Центральной Азии, Китая со странами ЕС – все они проходят через Грузию. Связка Азербайджан-Грузия обеспечивает надежную коммуникацию между различными центрами сил. Визит Гарибашвили говорит о том, что данная связка действует. Это месседж и тем интересантам, которые используют транспортные коммуникации для взаимодействия. Наши договоренности, в том числе касающиеся развития транспортных коридоров, – незыблемы. Они подкреплены дружескими отношениями между Азербайджаном и Грузией и скреплены конкретными проектами. Это про систему экономических коммуникаций, транспортных коммуникаций, которые обеспечивают прогнозируемость в нашем регионе. То, что мы сейчас с Грузией так активно взаимодействуем связано с тем, что мы даем понять другим странам, что мы надежная связка, и что нас можно использовать для реализации грандиозных энергетических и транспортных проектов. Связка Азербайджан-Грузия представляет собой критическую инфраструктуру для связи стран Запада со странами Центральной Азии. Нет другого маршрута, кроме как через Азербайджан и Грузию.