В минувшую пятницу Конституционный совет вынес постановление относительно обращения президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА о разъяснении пункта 3 статьи 42 Конституции РК.
Как сообщалось ранее, суть обращения касалась права президента подать в отставку «по собственному желанию». Конституционный совет постановил, что «из Основного Закона вытекает право Главы государства на отставку. Данное право является элементом президентской формы правления и конституционного статуса Президента страны».
Решительный тон ответа Конституционного совета, похоже, развеивает сомнения в том, что однажды действующий президент этим правом воспользуется. Если провести параллель между политической и театральной драматургией, то как висящее на стене ружье должно рано или поздно выстрелить, так и введенный в публичное политическое пространство дискурс о добровольной отставке президента, очевидно, появился неспроста и будет иметь далеко идущие последствия.
Главная интрига заключается в том, когда именно президент Назарбаев воспользуется этим правом. В текущий президентский срок, то есть, возможно, в нынешнем году, или отложит реализацию этого права на неопределенное будущее?
Известный казахстанский политолог, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей ЧЕБОТАРЕВ отмечает, что досрочная отставка президента, который «фактически продолжит руководитель страной в статусе Елбасы, председателя Совета безопасности, Ассамблеи народа Казахстана и, скорее всего, партии «Нур Отан», необходимы, во-первых, для обеспечения «процесса передачи президентской власти мирным и, следовательно, абсолютно управляемым путем» и, во-вторых, для «сохранения существующей системы и официального политического курса страны посредством максимального контроля за деятельностью своих потенциальных преемников на посту президента».
В то же время Чеботарев не исключает, что реализация этого сценария и процесс передачи власти будут отложены на следующий президентский срок Назарбаева:
«…Не исключено, что в 2020 году глава государства обеспечит свое переизбрание на новый срок, чтобы завершить подготовку системы и страны в целом к транзиту власти и в подходящий момент воспользоваться своим правом на уход в отставку».
Казахстанский политолог и блогер Казбек БЕЙСЕБАЕВ, напротив, считает, что у действующего президента нет никаких резонов откладывать транзит власти в долгий ящик.
«Теперь для добровольного ухода президента с поста нет необходимости проводить досрочные выборы. Отсюда становится понятным недавние слова президента о том, что все выборы пройдут в сроки. Можно просто назначить исполняющего обязанности президента и самому становится де-факто и де-юре настоящим Елбасы», – написал К. Бейсебаев в своем аккаунте на Фейсбуке.
В чем единодушны практически все комментаторы, так это в том, что предстоящий съезд партии «Нур Отан», который состоится 27 февраля, многое прояснит. Чеботарев прогнозирует, что на партийном ивенте будут озвучены «определенные меры для укрепления институтов власти и изменения внутриэлитного расклада», которые, собственно, подготовят почву для транзита.
Бейсебаев в свою очередь не исключает, что съезд партии власти станет удобной площадкой для объявления решения о отставке – разумеется, после совещания с однопартийцами.
В связи с обострением дискурса о транзите власти далеко не случайным выглядит состоявшееся на прошлой неделе назначение бывшего министра внутренних дел Калмуханбета КАСЫМОВА секретарем Совета безопасности – помощником президента.
Некоторые комментаторы увидели в этом шаге последние приготовления к процессу передачи власти. Бейсебаев, в частности, отмечает, что «с назначением Касымова в Совет безопасности, можно сказать, что процесс формирования новой конструкции власти в Казахстане завершился».
А. Чеботарев, напротив, считает, что генерал Касымов недостаточно тяжеловесен для секретаря Совбеза переходного и посттранзитного периода. По мнению политолога, назначив Касымова с Совет безопасности, президент «фактически дал понять, что транзит власти через уход с поста президента страны на позицию пожизненного председателя Совбеза в обозримом будущем ожидать не следует». Как указывает А. Чеботарев, «для занятия этой должности в посттранзитный период годится только кто-то из политических «тяжеловесов» типа Карима МАСИМОВА, Адильбека ДЖАКСЫБЕКОВА или Марата ТАЖИНА, на кого Елбасы всегда сможет опереться и контролировать с его помощью все и вся в существующей системе. Приход же Касымова означает, что Совбез, несмотря на смену своего статуса, пока продолжает работать в прежнем режиме».
В одной из прежних статей, в которой, кстати, мы выдвинули прогноз о том, что Калмуханбет Нурмуханбетович является наиболее вероятным кандидатом на занятие позиции секретаря Совбеза, мы отмечали, что генерал Касымов – фигура в публичном политическом пространстве во многом недооцененная.
Вместе с тем исчерпывающую характеристику экс-главе МВД дал сам президент во время прошлогоднего октябрьского Послания народу Казахстана. «Я генерала Касымова считаю самым опытным полицейским в нашей стране, честным, порядочным человеком», – сказал Назарбаев, выразив тем самым высокую степень доверия Калмуханбету Нурмуханбетовичу.
К тому же новый министр внутренних дел Ерлан ТУРГУМБАЕВ, это, похоже, человек Касымова. На это указывает то, что еще в конце 90-х – начале 2000-х годов, когда Калмуханбет Нурмуханбетович занимал должность начальника ГУВД г. Алматы (с 1997 по 2003 гг.) Тургумбаев был у него заместителем (с 1997 по 2000 гг.). Замом Касымова в качестве главы МВД Ерлан Заманбекович был с декабря 2012 года, то есть в течение шести лет.
Важно отметить, что именно в составе МВД находится Национальная гвардия (бывший внутренние войска МВД), которые являются главным силовым ресурсом на случай непредвиденных событий и чрезвычайных обстоятельств. В Законе РК «О Национальной гвардии», в статье 4, в числе полномочий этого органа, в частности, указано «участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, пресечении массовых беспорядков, обеспечении общественной безопасности и правовых режимов чрезвычайного и военного положения».
Не исключено, что именно честность и порядочность генерала Касымова, вкупе со значительным силовым ресурсом в виде Нацгвардии, являются самыми востребованными и ценными в переходный период.
Жанар Тулиндинова