Об итогах визита Мишустина в Баку, о двойных стандартах Европейского Союза по отношению к Азербайджану, а также о стремлении Армении в евро-атлантические структуры корреспондент pressunity.org побеседовал с директором Центра истории Кавказа, политологом Ризваном Гусейновым.

— Как Вы оцениваете итоги визита премьер-министра России Мишустина в Баку? Какие наиболее важные договоренности были достигнуты? И как Вы оцениваете текущий уровень двусторонних отношений?

— Есть большой потенциал, чтобы азербайджано-российские отношения в экономической, транзитной, логистической и других сферах поднялись на новый уровень. Визит премьер-министра Мишустина в Баку и проведенные им встречи показывают, что есть настрой у обоих государств поднять уровень отношений. Согласно подписанным документам, особая роль будет уделена развитию и усилению роли российских инвестиций, фирм и бизнес-кругов, которые могут расширить или создать свой бизнес в Азербайджане. Это касается и взаимных инвестиций, и участия азербайджанских компаний на российском рынке, и, естественно, сопутствующему этому процессу расширению транспортно-логистической сети. Мы знаем, что фактически уже построена обновленная дорога, которая соединит Россию с Азербайджаном и далее с Ираном в рамках проекта «Север-Юг». Россия серьезно рассматривает роль Азербайджана в новых мировых геополитических реалиях на фоне сложных проблем с Западом. Рассматривает роль дороги «Север-Юг», а также «Восток-Запад». Обе дороги пересекаются в Азербайджане, то есть фактически это одни из основных евразийских артерий, и у России есть большая заинтересованность использовать этот потенциал.

— Европарламент принял 2 резолюции по внешней политике и политике ЕС в сфере безопасности и обороны, каждая из которых призывает немедленно ввести санкции против Азербайджана и приостановить меморандум о взаимопонимании по стратегическому энергетическому партнерству. При этом   Еврокомиссия и исполнительная власть европейских стран довольно активно сотрудничают с Баку, даже называют Ильхама Алиева «надёжным партнёром» в энергетической сфере. С чем связана такая политика «двойных стандартов»?

— Европейские структуры, в том числе Европарламент, раздирается внутренними противоречиями. Мы знаем, что в основном европейские структуры контролируются Францией, частично Германией и другими государствами. Поскольку на сегодняшний день французско-азербайджанские отношения переживают тяжелый период, Франция фактически взяла на себя роль дестабилизатора и так хрупкой стабильности в нашем регионе, поддерживая Армению. Поддерживать кого-либо — это дело любого государства. Однако проводить такую поддержку на фоне антиазербайджанской политики, то есть создавая конфронтацию, в том числе между Арменией и Азербайджаном, подталкивая наши страны и наш регион к новому военному конфликту, я считаю деструктивной политикой. Франция, по-моему мнению, таким образом пытается отомстить за свои неудачи и поражения в Центральной Африке и в Средиземноморье. Франция считает, что получила это поражение от Турции, России и Китая и, по всей видимости, решила отомстить за свои поражения в том регионе, который чувствителен для этих стран, то есть на Южном Кавказе. Из этого исходит то, что лоббирование Франции через различные структуры евродепутатов и еврочиновников является неким демаршем Евросоюза, хотя и ясно, что это дело рук определенных французских интересов. С другой стороны, мы имеем очень хорошие отношения с другими странами ЕС, в первую очередь Юго-Восточной Европы. Очень важную роль в поставках газа в Италию играет Азербайджан. С Германией развивается очень тесный экономический контакт. Эти государства упреждают и нивелируют попытки Франции через евроструктуры навредить отношениям стран Европы с Азербайджаном.

— Спикер парламента Армении Ален Симонян заявил о необходимости вывода российских пограничников с территории ереванского аэропорта «Звартноц» Более того, он обвиняет российскую сторону в постоянном стремлении спровоцировать крупномасштабную войну в регионе. Как Вы считаете, в Армении запущен процесс разворота на Запад и сокращения российского присутствия?  И чем такая политика по сближению с ЕС чревата для региона Южного Кавказа?

— Заявление Симоняна я считаю, что следует рассматривать в рамках французской внешнеполитической активности в нашем регионе. Традиционно Министерство иностранных дел Армении является кузницей кадров для армянской диаспоры из США, Франции и других стран. Традиционно так сложилось, что МИД Армении имеет свою особую позицию, которая в основном идет вразрез и во вред интересам Армении в нашем регионе, поскольку обслуживает интересы внешних игроков через армянскую диаспору. В этом контексте Ален Симонян тоже является ярким кадром, который обслуживает внешние интересы. Что касается давления на Россию, то это полностью укладывается в попытки Франции дестабилизировать наш регион и вынудить Россию на ответные жесткие меры в адрес Армении, что, естественно, не добавит стабильности. Армению используют для своих игр. Точно также до этого карабахских армян использовали западные страны. Итог для них был плачевным. Исход карабахских армян связан с тем, что их лидеры были несговорчивы в диалоге с Баку. Создается впечатление, что то же самое произойдет с Арменией как с государством. Франция не против того, чтобы использовать Армению и поднять накал страстей в армяно-российских отношениях.

— В Ереване заявили, что Армения готова стать кандидатом на членство в ЕС. Как Вы относитесь к данному заявлению? Как в Ереване представляют себе процесс подачи заявки на членство в Евросоюзе? Ведь Армения не относится даже к странам, имеющим соглашение об ассоциации с ЕС.

— Заигрывание Франции и ряда держав в вопросе интеграции в евро-атлантические структуры нам напоминают ситуацию с Грузией и Украиной, которая имела плачевные для этих стран результаты. Пострадала территориальная целостность Грузии и Украины. Был нанесен огромный урон стабильности и безопасности в этих регионах. И сейчас Армения фактически примеряет на себе эту роль. Особого позитива для Армении подобного рода интеграция не принесет. Конечно же, прекрасно, что Армения хочет интегрироваться в европространство. Это нормальная практика. Но делать это в угоду кому-то и назло кому-то, а не ради своих интересов, не послужит укреплению интересов армянского государства и его усилению.